ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №6

МЕНЮ

Директор

9
апреля
2014

Сказко – арт – песочная терапия,

как компонент воспитательной системы школы

         Теория и практика природосообразного образования нацеливает опираться на принципы подхода к ребенку как  к целостному, живому и свободному существу, который нуждается  в раскрытии и развитии «физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания» (с. 10, И.В.Вачков).

         Существующие методики обучения не могут выполнить эту задачу в условиях  классно-урочной  системы в достаточном объеме. Возникает необходимость       создания такой воспитательной системы, основное действие которой, хотя и осуществляется во внеурочное время, но направленно на развитие самосознания и духовной природы школьника. Поэтому один из основополагающих компонентов общешкольной воспитательной системы в нашей школе должна стать сказкотерапия.

         Сказкотерапию мы понимаем как природосообразную, органичную детскому восприятию, воспитательную систему, проверенную веками (с. 14, Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Практикум по сказкотерапии, СПб, 2000г.).

         «Что» в ребенке и «как» поможет развить сказкотерапия?

         1.  Интуитивное восприятие, которое, исходя из подсознания, обладает мощной внутренней силой, пользоваться которой современный человек не научился (да его и не учили). Интуитивное мышление опирается на работу правого полушария головного мозга, связанного «с творчеством, зрительными образами, мечтами, чувствами, символами и синтезами» (стр. 10, Дженни Г. Скотт).

         Левое полушарие использует логический, линейный, аналитический и рациональный способы для рассуждений (математика, письмо, язык, химия и т.д.).

         Однако, при обучении в школе преобладает логический метод, основанный на понятийном способе мышления, что затормаживает развитие правого полушария и приносит тем самым труднопоправимый ущерб целостному развитию ребенка.

         Развитие интуитивного сознания соприкасается с внутренним голосом, истинным «Я», силой творческого мысленного видения (мыслеобразы), внутренним более глубоким и объемлющим знанием. Поэтому его развитие принесет ребенку огромную пользу, окажет значительную помощь в решении важных жизненных задач, а именно в:

         -  преодолении стрессов и умении расслабляться;

         -  увеличении творческой энергии и преодолении утомления;

         -  ощущении большой уверенности в себя и более высокого чувства собственного достоинства;

         -  постановке целей (что является одной из главных проблем человека) и их достижении;

         -  решении проблем принятия более правильных решений;

         -  улучшении здоровья и избавлении от вредных привычек.

         Так как интуитивное восприятие действует при помощи способности человеческого мозга создавать образы, то сказкотерапия своими средствами лучше всего способствует развитию правого полушария и раскрытию тем самым неограниченных творческих способностей человека.

         2.  Самосознание ребенка превращает его в самостоятельный субъект, управляющий его собственным развитием.

         Но, чтобы ребенок стал субъектом саморазвития, необходимо повышение его самосознания до некоторого определенного уровня (знания о своем «Я», отношения к своему «Я» и управление своим «Я»), до уровня осознания смысла своего существования.

         Согласно мнения Г.А. Цукермана, уже в начале подросткового возраста (10 – 12 лет) открывается первая реальная возможность «зачатия и рождения» индивидуализированного субъекта саморазвития.

         Однако, готовить этот процесс нужно заранее, «создавая питательную среду для развития самосознания с того момента, когда ребенок включается в систематическую учебную деятельность, т.е. с его поступления в школу» (стр. 30, И.В.Вачков).

         Поэтому занятия по психологии и сказкотерапии с целью развития самосознания учеников следует вводить с 1-го класса и осуществлять в течение всего периода школьного обучения.

         Наряду с формированием индивидуального самосознания сказки, как ни одно другое средство, способствуют формированию и группового самосознания, т.е. осознания своей группы как некой целостной общности, своего места в ней, системы взаимоотношений как с членами группы, так и с внешними субъектами (учителем, психологом, классным руководителем).

         3.  Если прямые словесные воспитательные воздействия на ребенка часто являются малоэффективными, использование особенного волшебного мира сказки в буквальном смысле строит «мосты взаимопонимания» по линии «учитель-ученик».

         Во время использования психологических сказок возникают «субъектные отношения» и возникают между учителем и учеником единое «семантическое пространство», своеобразное поле взаимопонимания, взаимоприятия и взаимообогащения.  Все это позволяет донести до восприятия душой ребенка основополагающих, понятных ему, духовно – нравственных истин.

         4.  Сказочные истории (терапевтическая метафора) помогают решить ряд конкретных проблем растущих детей, а именно:

         -  трудности общения со сверстниками, взрослыми, учителями;

         -  преодоления чувства неполноценности, переживания ощущения себя человеком, у которого «что-то не так» (ощущение собственной «малозначимости» является основной психологической причиной агрессивного поведения детей, которые таким образом хотят доказать обратное);

         -  преодоления страхов и тревог по различным поводам, которые тормозят развитие детей (надо помнить, что наиболее отстающие, хотя и ведут себя вызывающе грубо и «смело», как раз и боятся больше всего – О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, стр. 9), связанные с особенностями, спецификой возраста (младший школьник – из-за трудности обучения, подросток – из-за необходимости самоутверждения, старшеклассник – из-за проблем самопознания и самовоспитания).

         5.  Сказкотерапия является наилучшим средством формирования позитивной направленности личности, что поведет его по пути  успеха, радости и созидания. Это достигается тем, что во время проведения занятий:

         -  снимаются напряжение, озлобление, мелочные заботы, как бы «омывается» душа ребенка;

         -  ненавязчиво внушается ребенку, что он хороший, значимый, умный и может добиться всего, что «только пожелает»;

         -  ребенок убеждается в торжестве правды и добра, духа и разума, любви и творения;

         -  в сознательное и бессознательное ребенка входят жизнеутверждающие, жизнепреобразующие и оптимистические настроения, мыли и чувства порождают светлые созидательные намерения и вдохновение;

         -  внушается вера в то, что человек, если он верит, может преодолеть любые трудности и пройти все испытания, которые выпадут на его жизненном пути;

         -  внушается формула любви, как проявления человеческого духа («Я един со Всеми, но остаюсь при этом свободной и неповторимой личностью, хотя и как Все – Я ограничен и смертен» В.Леви).

         6.  Специфические средства психологических сказок помогают обогатить не только духовный мир ребенка, но и развить его интеллект, познать мир, ибо с помощью сказочных образов легче объяснить сложные понятия, проблемы бытия «внутреннего мира человека» (недаром И. Христос сложные истины объяснял с помощью притчей).

         Таким образом, огромные вышеперечисленные и иные возможности «сказки» нужно использовать для формирования такого человека, сущность которого определена нашей философией образования и моделью выпускника.

         Проще говоря, если отбросить всю научность обоснования использования сказкотерапии, мы пришли к убеждению, что «даже простое чтение сказок (особенно специально созданных) дает удивительный эффект» (И.В. Вачков).

9
апреля
2014

Природосообразное образование.

«Образование могло бы принести большую пользу,

научив нас жить, лучше осознавая себя и помогая в

выработке собственных убеждений».

(К.Хорни)

Природа ребенка

Действия учителя

1

Ребенок рождается с врожденным бесценным даром разума и духа, со своим предназначением в жизни.

1. Проявлять уважение, доверие и любовь к этому нераскрывшемуся дару.

2. Внушать ему веру в себя.

3. Не сравнивать ни с кем, ибо каждый – неповторим, и у каждого свой путь в жизни (ребенок не должен стать кем-то, он должен стать самим собой).

2

Ребенок рождается невинным, добрым и целостным человеком.

1. Развивать в нем все его способности, все позитивные светлые стороны души.

2. Не выделять его учебную функцию, как главную: ребенок здесь не просто учится, он в школе должен жить полнокровной (в духовном, физическом, психическом, познавательном смысле) жизнью.

3

Мозг ребенка состоит из 2-х полушарий и лобных долей.

С 5 до 12 лет активно развивается и растет правое полушарие - это полушарие мечты, воображения, поэзии, цветного целостного и радостного восприятия окружающего мира.

1. До 12 лет строить свое общение с ребенком на основе его правого полушария. Познание начинать с чувственного восприятия (эмоциональное пробуждение разума).

2. Избегать расчленения предметов на части, учить находить общее и различное целых предметов и явлений.

3. Выстраивать деятельность ребенка на основе мечты, воображения, фантазии, сказки, видения Прекрасного в жизни и искусстве, прослушивания лучших (мелодичных, а не барабанно-звуковых) произведений музыки, пения птиц, журчания ручейка, шелеста листвы и т.п.

4

С 13 лет начинает расти и развиваться левое полушарие-полушарие логики, расчета, порядка, ритма, синтеза и абстракции.

1. Начинать расчленять предметы и изучать их изнутри, устанавливать причинно-следственные связи.

2. Можно учить работать мозг уже не только на основе чувственных восприятий, но и слов и понятий.

3. Строить познавательную деятельность на основе собственной мысли ребенка, не заставлять его усваивать на память чужие мысли и мнения: меньше пересказа, больше активной работы собственных мозгов детей. Не уставать хвалить детей за их собственные мысли и аргументированные мнения!

5

Базовые потребности детей

Знать и стремиться удовлетворить их в процессе практической учебно – воспитательной деятельности.

Потребности

Физиологические:

- в воздухе,

- пище,

- воде,

- нормальном температурном   режиме,

- безопасности,

- сне.

Психологические:

-  в самостоятельности и независимости,

-  компетентности (эффективности),

-  стимулах и поглаживаниях,

-  духовном развитии,

-  уважении и признании,

-  раскрытии способностей и талантов (в самореализации),

-  быть членом группы, иметь круг близких людей, иметь значимые межличностные отношения,

-  стремлении к созиданию и разрушению (стремление к разрушению неизбежно возникает, когда не удовлетворяется стремление к созиданию).

 

Если они не удовлетворены, то

 

Страдает тело

Страдает душа

Особенности подростка

6

Переходный возраст ребенка самый трудный в жизни человека:

-  лобные доли начинают плохо контролировать поведение ребенка, т.к. в мозг поступает слишком много импульсов от происходящих в ребенке изменений;

-  ребенок начинает различать мальчиков и девочек и у него возникает тяга к противоположному полу («половое созревание»);

-  ребенок начинает изменяться и часто «дурнеет», что для него доставляет основную массу негативных переживаний;

-  ухудшается память, мыслительные процессы замедляются, общее физическое состояние ухудшается;

-  для него наиболее важным является мнение группы сверстников, чем учителей и родителей;

-  он становится максималистом в требованиях к другим и более замкнутым в себе: реакции часто грубы, агрессивны, взрывоопасны.

Будь внимателен!

Будь осторожен!

Строй свое общение на основе Понимания и материнского участия!

 

Изменение подростковой среды в наше время

характеризуются следующими явлениями:

1

Усилением враждебности по отношению ко всему старшему поколению, к тем сверстникам, которые состоят в других группах, клубах, обществах, особенно опасным является усиление национальной ненависти в молодежной среде.

Нет ничего важнее сегодня, как

-  проявлять любовь к детям (позволить им быть самими собой);

-  формировать у них чувства добро (человеко) любия (понимание другого, сострадания, сопереживания и радости за себя и других);

-  убеждать детей в том, что в каждом из них имеется бесценный дар и великие возможности (учить их мечтать и ставить цели, изучать себя и стремиться к самореализации), внушать веру в то, что все что желаемо, то достижимо.

2

Тем, что чувственная, эмоциональная их сферы становится

-  все более бедной (опасность: эмоционально бедных превратить в социальных, адекватно себя ведущих людей, очень и очень сложно);

-   все более негативно настроенной на разрушения, а не на творчество и созидание (об этом очень пекутся СМИ).

Необходимо все больше заниматься:

-  эстетическим воспитанием, пробуждением понимания и радостного восприятия Прекрасного, воспитанием неприятия безобразного и желания преобразовать его в нечто лучшее и красивое;

-  формированием позитивного мышления и чувствования детей различными  методами (см. книги: В. Довгань «Счастливый Довгань», Ошо «О детях»)

3

Ростом инфантильности (детство затягивается в связи с более ранними сроками половой зрелости и удлиняющейся юношеской стадией развития), снижением чувства личной ответственности, стремлением переложить вину на общество, родителей, учителей и т.п.

1.  Пробуждать в ребенке осознание того, что

-  его главной задачей является поиск и реализация самого себя, своего предназначения;

-  именно он сам является ответственным за свою судьбу.

2.   Создавать условия, при которых ребенок пробует себя в разных делах, набирается опыта.

3.  Создавать группы позитивного действия, деятельность которых направлена на решение важных проблем жизни школы, города и страны. С одной стороны, нужно развивать индивидуальность ребенка, а с другой -  ему нужен положительный опыт проживания, коллективного, (художественного, общественно – значимого, интеллектуального и иного) совместного действия.

         

Смысл человеческой жизни.

Эволюция человека основана на утрате своего изначального дома – Природы – и невозможности снова вернуться к нему, т.е. снова стать животным.

У него есть только один путь:

-  окончательно выйти из своего дома – Природы – и обрести новое пристанище, которое он создает, очеловечивая мир и становясь человеком в полном смысле слова;

-  он идет из состояния определенности, где было предопределено, и ввергается в состояние неопределенности, неизвестности и беззащитности. Это побуждает его искать равновесие, новую гармонию взамен утраченной гармонии животного с природой;

-  самосознание, разум и воображение разрушили гармонию, свойственную животному существованию;

-  возникает необходимость находить все более высокие формы единства с природой, своими собратьями и самим собой – и в этом источник всех его душевных сил, источник всех его страстей, аффектов и стремлений.

Таким образом, вся жизнь индивида есть не что иное, как

рождение самого себя.

Однако, судьба большинства людей трагична:

они умирают, так и не успев родиться.

Исключительная привилегия, как и тягостная обязанность человека – это его способность делать выбор, принимать решения.

Выбор за Вами, господа!

9
апреля
2014

ПОСТУЛАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     «Нам не нужны ни новые идеалы,

  ни новые духовные цели.

 Великие учителя человечества

    уже сформировали нормы

  здоровой человеческой жизни»

      Э. Фромм

Перед образованием поставлена глобальная задача – формировать развитую и свободную личность, способную обеспечить прогрессивный и инновационный путь развития России. Все попытки последних десятилетий реформирования школы не смогли решить эту национальную проблему.

Методики традиционного, развивающего, личностно-ориентированного, мыследеятельного и иного обучения требуют значительных затрат, но наносят вред здоровью, интеллекту и нравственности подрастающего поколения.

Кардинальным образом изменить сложившуюся преимущественно агрессивно-репрессивную среду в школе и поднять качество образования возможно лишь путем организации образования на основе природосообразности и законов человеческого познания.

Жизнь настоятельно требует (и современные духовные личности России, отвечая на возникшую потребность, уже делают первые крупные и результативные проекты) переосмысления философии образования со смещением центра деятельности в сторону синтеза и интеграции, поиска смысла и новых ценностей, улучшения качества и социальной эффективности.

Основными пунктами (понятиями) природосообразной педагогики являются:

1. Каждый приходящий в школу ребенок – это не просто ученик, обязанный овладеть госстандартами образования, но, прежде всего, человек, маленькая, но уникальная личность. В каждом ребенке находится бесценный дар разума и духа.

2. Движущая сила развития ребенка – не мать и отец, не учитель и книга, а он сам, его врожденные природные задатки и способности, стремящиеся к саморазвитию и самосовершенствованию.

3. Для нормального развития ребенку, как воздух, нужна атмосфера доверия, доброжелательности и человечности. Школа становится родной только при условии, что здесь ребенок будет ощущать любовь к себе как к личности и своему

бесценному внутреннему дару.  

4. Ребенок идет в школу, чтобы познавать огромный и удивительный мир во всем многообразии его явлений и отношений.

Учитель идет в класс, чтобы переложить знания в голову детей для выполнения госстандарта образования. Встречаются два мира, два подхода, два человека с разным уровнем развития и противоположно поставленными задачами: у ребенка превалирует «хочется», у учителя – «надо».

Если учитель начинает «ломать» ребенка и принуждать его природу к наилучшему решению задач учителя, то он, безусловно, проигрывает и создает для себя и школьников напряженную, нервную, мучительную жизнь. Разумный учитель приходит к пониманию того, что не природу ребенка нужно менять, а строить его развитие, опираясь на принцип природосообразности.

5. Человека побуждают к деятельности 2 главных мотива – необходимость или творчество, слова «надо» или «хочется».

Слово «надо», преобладающее в современной общеобразовательной школе, воспринимается ребенком, как принуждение и своеобразное насилие, и поэтому встречает естественный протест даже на подсознательном уровне, который на 80% (Н. Хилл) определяет поведение человека.

Можно ли заставить ребенка захотеть? Да, можно! Как?

Только «уздой человеческого сердца» (Я.А. Коменский), т.е. необходимо позволить ребенку проявить свою значимость, полюбить себя, ощутить чувство собственного достоинства, ибо «никто, никогда и нигде еще не усваивал ничего хорошего в роли Плохого ученика» (В. Леви).

6. Фундаментальной основой познания, включая нравственность, должно быть чувственное восприятие (созерцание) окружающих объектов и явлений.

Развитие способности наблюдать и выражать свои впечатления с помощью живой речи – вот начало подлинного образования.

Нынешний поспешный переход к книжному языку и оперированию понятиями (слово, число, мера и т.п.) приводит к искаженным, отрывочным представлениям и ошибкам.

7. Главными способами образования являются:

а) применение таких методов и средств, которые упрощают и облегчают тяжелый труд познания ребенка.

б) обучение строить согласно 2-м парадигмам:

- поэтапно идти по пути от созерцания и восприятия (сначала увидеть, услышать, осязать, обонять и т.д.) к чувствам (удивления, возмущения, радости, сопереживания и т.п.) и, наконец к мыслительным операциям анализа и синтеза, сравнения и выделения главного и т.д.

– «обучение наоборот» - вести обучение не от урока - к теме – и к курсу, а от курса – к теме – и к уроку, т.е. от всеобщего, универсального – к общему групповому - затем к частному, единичному.

           в) превращение урока по предмету в интегрированный урок, формирующий интеллект и общую культуру, добрый нрав и здоровье учащихся.

           г) превращение ученика из пассивного потребителя знаний в активного участника познавательного процесса (исследователя, организатора, соучастника коллективного действия и даже учителя).

8. Применение метода И. Песталоцци в современной компьютерной разработке В.И. Жохова позволяет развить интеллект и добросердечие ребенка при сохранении здоровья и уменьшить на 1 год сроки обучения в начальной школе при качественно более высоких показателях развития (нынешний переход на 4-х летнее начальное образование лишь сдерживает развитие ребенка).

9. Период обучения в школе условно необходимо подразделить на 2 основных этапа:

а) до 14 лет формировать начально-образное мышление и чувственно-эмоциональное сознание, причем больше учить чувствовать и понимать по – своему, не навязывая мысли других ,  даже великих людей.

Данный период развития ребенка – это жизнь мечтаний, фантазий, сказки и формирования здравого смысла на основе осмысления чувственного восприятия личного опыта.

б) после 14 лет педагогические усилия направляются на развитие рассудительности, абстрактного и творческого мышления, на формирование личной философии и системы ценностей; на поощрение поиска истины и смысла; формирующийся интеллект ребенка привлекается к решению учебных и насущных проблем жизни школы, предприятий города и страны. Наступает жизнь мысли и поиска вариантов решений конкретных и бесчисленных проблем мировоззренческого и социального характера.

10. Преодоление различия в образовании элиты и толпы, богатых и бедных, способных и неспособных: воспитывать всех детей умственно способными, здоровыми и достойными людьми.

  Соперничество и обособленческий дух современности все больше должны уступать место взаимоуважению и взаимопониманию, сотрудничеству и сопереживающему сознанию, формирующемуся  групповому духу.

11. Идя по пути последовательного гуманизма, начинать с пробуждения в ребенке в начале любви к себе (заложенным способностям тела, души и духа), затем к окружающим (ближнему: семье, коллективу, согражданам), и лишь потом – к целому (стране, народу, человечеству). Культивировать в ребенке волю к самопознанию, волю к добру, волю к красоте и истине, волю к служению своему призванию и через это к обогащению общечеловеческой культуры.

12. Человек – это свободное существо. Не принуждать ученика стать хорошим, это значит отнять у него свободу выбора и  свободную волю, а вызывать желание стать хорошим, образованным человеком и достойным гражданином.

Доводить до сознания понимания того, что человек таков, каковы мысли, вера и эмоции в душе его преобладают.

- позитивные, положительные и конструктивные мысли и эмоции ведут человека по пути созидания, успеха и радости.

- негативные, отрицательные и деструктивные мысли, чувства и человеческие слабости ведут человека к неудачам, злу, несчастью и разрушению.

Все эти мысли и чувства (добро, зло) находятся в  разуме человека. Свобода выбора потока мыслей и эмоций (позитивных и негативных) остается за учеником.

Задача учителя – не давить тяжестью своего негативного мышления на бесконечной канал успешной и радостной жизни ребенка, помочь ему стать свободной и цельной созидательной личностью, сочетающей в себе  развитый интеллект, чувства прекрасного и добро (человеко)любия.

Все эти постулаты – не фраза, не пустой красивый звук, а руководство к осмысленному и творческому педагогическому действию. Не надо надеяться на добрые всходы и обильные плоды там, где не сеял, а трудиться радостно и самозабвенно сея «разумное, доброе, вечное».

Наше педагогическое кредо - «Только любовь, вера и новый метод позволит пробудить внутреннее «Я» ребенка и сформировать всесторонне развитую, свободную личность».

9
апреля
2014

Педагогические воззрения учителя,

наиболее востребованные в МОУ СОШ №6

Ребенок идет в школу, чтобы познавать огромный и удивительный мир во всем многообразии его явлений и отношений.

Учитель  идет в класс,  чтобы переложить знания в голову детей для выполнения госстандарта образования. Встречаются два мира, два подхода, два человека с разным уровнем  развития и противоположно поставленными задачами: у ребенка превалирует «хочется», у учителя - «надо».

Если учитель начинает «ломать» ребенка и принуждать его природу к наилучшему решению задач учителя, то он, безусловно, проигрывает и создает для себя напряженную, нервную, мучительную жизнь. Разумный учитель приходит к пониманию того, что не природу ребенка нужно менять, а строить его развитие, опираясь на принцип природосообразности.

Таким образом, источник изменений – в сознании самого учителя, в его понимании, что философия образования  может и должна быть  радостной, а ее результаты – успешными.

Святая ниша учителя — это урок, время наибольшей концентрации его умственных, эмоционально—волевых, артистических и духовно—просветительских усилий. Урок — это основополагающее звено многогранной деятельности учителя, требующее постоянного подпитывания его физических и духовных сил, чувства веры в возможности детей и любви к ним. Внутри каждого сидящего за партой ребенка находится божественный дар разума и духа, познание и раскрытие которого является смыслом и главным делом его жизни. Миссия учителя — помочь развить интеллект ребенка, с помощью которого он сможет познать свое предназначение, достичь внутренней гармонии, радости и успеха. Идя в школу, ребенок жаждет жить в ней интересной, разнообразной, позитивной и добродетельной жизнью. Для него урок — это не просто предмет математики или чтения, а целый мир, в котором он хочет радостно ощущать себя, питая свое тело, ум и душу музыкой, песней, активным движением и занимательным, познавательным материалом. Он стремится окунуться в среду более богатую и разноцветную, чем обедненная добром и красками жизненная среда улицы и дома.

Как учителю не затушить это стремление ребенка познать необъятный мир? Как задействовать внутреннюю движущую силу развития ребенка? Как сохранить его доброе и человеколюбивое сердце в условиях многомерного школьного сообщества?

Ненавязчивым, но наиболее доходящим до сознания детей, убеждением в безграничных возможностях их мозга и сердца.

Верой, постоянно внушаемой детям, в то, что у них все получится, что' каждый способен быть умным, здоровым и достойным.

Любовью к тем, кто проявляет стремление к гармоничному развитию своих внутренних задатков и искренним состраданием к тем, кто не проявляет еще пока подобного желания.

Свободной атмосферой урока, разнообразием видов индивидуальных и коллективных действий, правильным чередованием занятий, игры и отдыха, вовлечением в творческий мир познания, направлять помыслы и деятельность детей в сторону более полного раскрытия своих потенциальных возможностей.

Но кто же поможет учителю, создавать такую среду, без которой наши отношения с детьми останутся командно—подчиненными, а не душевно—веселыми, наполкенными желанным трудом, игрой и продуктивным отдыхом?

Лучшими методиками, позволяющими создать такую образовательную среду в школе, являются природосообразные и, построенные на законах развития мышления ребенка и человеческого познания.

Чтобы овладеть ими учителю необходимо изменить свое мировоззрение и выработать такую личную философию образования, сущность которой можно свести к трем наиболее важным положениям.

1.         Учитель — не ретранслятор знаний, не главное действующее лицо урока, он: - вдохновитель и организатор увлекательного процесса познания;

— режиссер, распределяющий роли в своей труппе;

— постановщик проблем, а не пересказа простых выученных текстов;

— организатор поиска истины и человеческих ценностей;

— тонкий и чуткий психолог, умеющий пробудить в ребенке лучшие чувства;

— умный оптимист, радующийся каждой, даже неуклюже высказанной ребенком живой мысли больше, чем умелому применению к месту чужих мыслей и взглядов;

— собеседник, который терпеливо выслушивает мнения учащихся и, если вступает в дискуссию, то только на правах равных; не навязывает своих мнений;

            старатель, проявляющий заботу о том, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой потенциал;

  1. Учитель умело:
  2. Учитель понимает, верит и любит:

- раздвигает горизонты науки, а не вызывает к себе и своему предмету отвращение учеников, занятых повседневно лишь усвоением куцей и«сухой» порции знаний из учебника;

- пробуждает изумление тайнами природы;

- показывает стоящие перед учеными проблемы, открывая учащимся увлекательные и оригинальные перспективы их решения;

- зажигает огонь интереса и неугомонного поиска в сердце маленькой по возрасту, но огромной по потенциальным возможностям личности;

- стремится к позитивному, эмоционально-окрашенному пробуждению разума и сердца ребенка;

- открывает источник живой мысли - окружающий мир, природу с ее богатствами, развивая тем самым чувственное восприятие ребенка;

- строит образование ребенка в соответствии с естественным путем познания;

- учится сам видеть прекрасное и доброе в слове, в произведениях деятельности человека, его поступках, удивительное в повседневном и передает этот богатый духовный внутренний мир позитивных мыслей, ощущений и эмоций детям;

- воздерживается от оценок личности в сравнении с другими, учитывает рост самой личности.

- понимает, что в каждом ученике потенциально заложены большие возможности, интеллектуальные задатки и добродетельные чувства, которые необходимо побуждать к позитивной деятельности, создавая для этого условия и благоприятную среду;

- верит, что все дети, в сущности, прекрасны и заложенные в ник Добро и Разум, при разумном влиянии воспитателя, укрепят их силы и значимость, чувство собственного достоинства;

- любит ребенка как собрата по разуму, как живое существо, нуждающееся в позитивном мировоззрении и в его, учителя, заботе и любви.

9
апреля
2014

Одуматься бы надо!

Как много красивых слов наловчилось говорить в последнее время в России (о «модернизации», «нашей новой школе», «возрождении духовности»), и как много не просто глупости, а идиотизма творится кругом в общественной и производственной жизни.

Возьмем, к примеру, обычные общеобразовательные школы, которые находятся в полуизношенном состоянии, вопиющем о коренном их обновлении. Финансов на это нет, а на перепись населения, которая может подождать более благополучных времен, выделяются государством огромные деньги, отвлекаются люди.

Бюджет не может удовлетворить самые минимальные требования школ, а инспектора всех государственных контролирующих органов постоянно штрафуют школы (и директоров), изымая из их нищенских средств штрафы в пользу бюджета. И за что?

За пыль на датчиках пожарной сигнализации, находящихся под потолком в спортзале.

За то, что номера пожарной службы, хотя и висят в основных местах, но не развешены абсолютно во всех помещениях школы.

За то, что в классах иногда учащихся больше 25 человек, хотя у нас в Выксе  парты везде двухместные.

За то, что вытерлись за год поручни на входных лестницах школы.

За отсутствие тетради об авариях на водопроводных сетях, хотя их и не было (слава Богу!).

За уплотнители на дверях, которые начинают отлетать чуть ли не на следующий день.

За неподстриженные кустарники, согласно европейским нормам.

За бумажки, летящие из мусорных баков по территории организации.

Ну и, конечно же,

 За текущие крыши, за недостаточное тепло в классах, за разрушение зданий, которые требуют больших бюджетных ассигнований.

Все проверяющие ссылаются на требования, предъявляемые к ним органами прокуратуры.

Суды отказывают в удовлетворении протестов администрации школ, под видом того, что «бумаги», т.е. Постановления, юридически правильно оформлены.

Все ссылаются на требования и букву закона. Все превратились в поборников закона, и отошли от элементарных понятий разума и справедливости, дела и пользы.

Все будто бы сговорились (или кто-то этот процесс мастерски срежиссировал), чтобы погубить школу и образование, общество и государство,  делая это под красивыми лозунгами и благими рассуждениями.

Мне этот процесс напоминает методологию «внесения культуры и цивилизации» в давние колониальные страны, а вам, господа правители, контролирующие, и иже с ними?

9
апреля
2014

Много ли смысла в красивых речах?

«Ложь убивает,

молчание предает»

                   В. Леви

Размышляя о перспективах развития образования в России, все более убеждаешься в неутешительности своих предчувствий, которые основаны на следующих информационных посылах:

1.  Развитие высшего образования за последние 20 лет шло в основном вширь, за счет открытия бесчисленного количества ВУЗов самого разного профиля и направления. Это, естественно, не могло не сказаться на снижении качества подготовки студентов. Значительно увеличилось количество преподавателей в ВУЗах со званиями, которые получить  стало гораздо легче и проще, чем в былые советские годы, когда образование и наука находились на высоком передовом уровне.

2.  В ВУЗы, по признаниям многих ректоров и преподавателей, приходят с каждым новым набором более слабые, менее подготовленные абитуриенты. Директора многих общеобразовательных школ и учителя начальных классов так же отметают тенденцию снижения интеллектуального уровня первоклассников на протяжении последних достижений.

3.  Наше современное российское образование напоминает движение машины при нажатых тормозах: усилий прилагается много, а эффективности «активной реформаторской деятельности» не наблюдается. Так, отставание нашего общего образования от передовых развитых стран, согласно исследованиям PISA, увеличивается (в 2000 году по рейтингу образованности 15-ти летних школьников Россия занимала по разным предметам 21 – 25, в 2003 году – 20-30, 2006 году – 32-37, в 2009 году – 40-43 места).

4.  Стремление современных «реформаторов» образования перенять болонскую систему доказывает:

а)  что их стремление улучшить положение дел с помощью чужих уставов и принципов в нашем «российском образовательном монастыре» является попыткой,  абсолютно бесполезной и даже вредной, переиначить русский национальный характер и менталитет под манер европейского;

б)  их неспособность  к реальному творчеству в современных условиях, как впрочем и самой государственной власти, которая взяла в качестве государственных символов демократии знамя и герб – царской российской империи, гимн – автократического Советского Союза, а идеологии – общие фразы и принципы Запада;

в)  стремление закрепить разделение образования на элитарное и народное, надеясь, что только за счет одаренных детей и выпускников элитных богатых школ можно перевести страну на рельсы инновационного развития; это  не просто самообман, но и обман всего народа.

В.О. Ключевский, великий русский историк писал: «В России есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать потому, что у них нет подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров».

Таким образом, нам все время говорят красивые слова о чудесных реформах, новых госстандартах общего образования, но на деле проводится все, или не делается ничего против (что впрочем одно и то же), чтобы загубить настоящее развитие нашей молодежи.

Интеллектуальный путь любого студента начинается с 1-го класса и даже ранее, в 5 – 7 лет. Именно в это возрасте закладываются основы интеллекта, здоровья, социальной направленности и коммуникативных навыков человека.

Однако, образование первоклассников построено вопреки законов развития человеческого мозга и человеческого познания (глобальная ошибка страшнее чернобыльской в том, что обучение строится на основе левого полушария головного мозга в то время, когда у ребенка растет и развивается правое, что ведет к уменьшению объема и задержке развития лобных долей мозга), к «оглуплению» первоклассников. Изменить методику обучения в наше время можно, ибо появились целые технологии природосообразного образования, которые, однако, игнорируются «верхами», а учителя, их использующие, находятся в обстановке непонимания и осуждения со стороны учредителей.

Придя к такому пониманию современного российского образования, все более убеждаешься в реальности доктрины А. Даллеса и высказывания ректора МГУ В. Садовничего о перспективах присоединения к болонской системе

9
апреля
2014

Личностные качества учителя

наиболее востребованные в МОУ СОШ № 6

  1. Плохой учитель лишь сообщает знания и требует их пересказа, хороший – учит открывать истину, организует процесс познания так, что ученик ставится в положение исследователя, мыслителя, который сам, анализируя информацию, находит причинно – следственные связи, а устанавливает определенные закономерности, формулирует обобщение и выводы.
  2. Учитель вызывает у учащегося отвращение к повседневному усвоению определенных поурочно порций знаний, основанных на учебнике. Нужно раздвигать горизонты науки, показывать проблемы и то, что еще не изучено, умело возбуждать изумление перед тайнами природы и раскрывать радужные и увлекательные перспективы их раскрытия.
  3. Хорошим учитель станет только тогда, когда будет выстраивать свои отношения со школьниками не как с учениками, а как с личностями, имеющими бесценный внутренний дар разума и души.
  4. Эмоции правят миром, говорят философы и они совершенно правы. Поэтому один из главных способов повышения результативности обучения – это эмоциональное пробуждение разума. Чувства удивления, восхищения, возмущения, сомнения и т.д.при начале познания и чувства радости и морального удовлетворения от осознания силы своей мысли и духа, творчества и мастерства, как результат глубокого познания  самостоятельного разрешения проблем и задач. Только подобное чувствование учащихся ведет  к познанию самих себя, к возникновению чувства уверенности и собственного достоинства, что является внутренним двигателем развития интеллектуальных способностей.
  5. Учитель прежде всего должен учиться видеть прекрасное и доброе вокруг, в слове, в произведениях деятельности человека, его поступках, видеть удивительное в повседневном и переживать от этого положительные чувства и этот богатый духовный внутренний мир позитивных мыслей, ощущений и эмоций передавать детям. И если дети неразвиты в подобном, то в этом виноваты не родители, а больше всего учитель, ибо в этом его призвание и специфика профессии – не уроки давать, а процесс духовного общения, позволить детям соприкасаться с его духовным миром учителя.
  6. Ребенок идет в школу, чтобы познавать огромный мир, жить интересной жизнью. Учитель – предметник идет в класс, чтобы переложить знания в голову (память) детей для написания контрольных, выполнения госстандарта образования, получения оценок, сдачи экзаменов и получения аттестата. Встречаются два мира,  два подхода, два человека с разным уровнем развития и противоположно поставленными задачами. У ребенка превалирует слово «хочется», у учителя - «надо».
  7. Источник живой мысли, радостного чувства соприко – пробуждающегося сознания и является окружающий мир, природа со своими неисчерпаемыми богатствами и разнообразием. Эти естественным образом явившиеся образы и чувства выливаются в слова, отражающие самые тонкие движения человеческой души и мысли.

С первого дня пребывания в школе формировать у каждого ребенка личные взгляды, заботиться о том, чтобы они становились для него такими же дорогими, как собственная честь.

Только личное увлечение, страсть к познанию, любовь к своему предмету может раскрыть любознательность детей и их горячее радостное желание все самим.

Если учитель не увлечен своим предметом, ему не интересен урок, его мысль не бьется над решением проблем своей науки, то что же он может спрашивать с ученика, чему он может его научить, чем может его увлечь и чем иным сможет честно исполнить свой долг учителя?

Учитель верит, что дети, в сущности, все прекрасны, что в них доброе, радушное, хорошее победит: надо в это верить свято самим и внушать эту веру детям, вселять в них уверенность в свои силы и чувство своей значимости, уникальности, чувство собственного достоинства, чтобы ни один ученик не чувствовал себя неспособным (не оскорблять равнодушием, неверием, тем более попытками унижения, высмеивания). Не сравнивать ребенка с другими, более успешными, а сравнивать его сегодняшнего с ним вчерашним, отмечая его рост и развитие (помнить, что если поставил ребенка в роль плохого ученика, ничего хорошего от него не добьется даже с помощью окрика и ремня родителей), не навязывать грубо своих (или других взрослых) мнений, а терпеливо побуждать высказывать  терпеливо выслушивать взгляды детей, вступать с ними в дискуссию на правах равных.

«Ребенок должен чувствовать себя творческой личностью, только при условии, когда умственный труд в процессе учения захватит его эмоциональную среду, когда достижение истины будет представляться ему результатом его личных усилий» (В.А. Сухомлинский)

Если учитель начинает «ломать» ребенка и принуждать его природу к наилучшему решению задач учитель – то педагог безусловно проигрывает и создает для себя напряженную, нервную, мучительную жизнь (подобно как человек, насилуя природу пришел сегодня к экологической катастрофе). Разумный человек, когда захочет жить в радости и успехе, меняет свою позицию, создает настрой на позитивный лад, на умение радоваться тому, что дает природа. Разумный учитель приходит к пониманию того, что не природу работника нужно менять, а строить его развитие, опираясь на принципы природоспособного образования.  

Все изменения – в мыслях, в сознании самого учителя: изменить их в духе философии образования и будет – радостная, успешная, творческая, благодарная работа.

Не идя к природе, не уча детей способностям наблюдать ее и оценивать свои впечатления мы толкаем детей к учебнику с сухими и неясными описаниями, порождая тем самым зубрежку, отупляя разум и обедняя их чувственный мир.

Первоосновой познания является чувственное восприятие.

Закономерностями, отражающими дальнейший путь познания, является стремление идти при изучении от простого к сложному, от близкого к далекому, от чувственного к понятному, от наиболее общего (в сжатом, схематичном, структурированном виде) целостного к групповому и частному.

© 2024. МБОУ СШ №6 г. Выкса.