Информационно-методические рекомендации
по формированиию портфолио
ученика начальной школы.
I Общие положения.
Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений обучающегося, как средство мотивации личностного развития. Учебные портфолио – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым обучающимся своих результатов и достижений за определенный период времени.
II Основные смыслы, цели и задачи.
Основной смысл: показать всё, на что способен ученик.
Основная задача: проследить динамику учебного прогресса.
Основные цели такой формы работы:
1.Смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет; в интеграции количественной и качественной оценки; в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку, что позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути (ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ портфолио);
2. Создание места для накопления способов и средств действий («инструментов») учащегося и изготовления их с помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных практических задач («ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ» СОСТАВЛЯЮЩАЯ портфолио);
3. Создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути как всего класса, так и отдельных учащихся (РЕФЛЕКСИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ портфолио).
Общая цель – взращивание и накопление опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, её анализу и оценке, формам презентации своих достижений.
III Основные действия членов педагогического коллектива.
Классный руководитель проводит информационную работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями (законными представителями).
Руководитель школьного методического объединения координирует деятельность учителей по данному направлению работы.
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе информирует педагогов о мероприятиях, проводимых в муниципальном образовании, субъекте РФ, участие в которых гарантирует пополнение содержания портфолио обучающегося и является ответственным за внедрение в практику работы школы портфолио как метода оценивания.
IVСтруктура портфолио.
Портфолио состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».
«ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» включает сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения и предполагает возможность как качественной, так и количественной их оценки. В него ученик собирает документы об участии в конкурсах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования, участия в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и т.п.
«ПОРТФОЛИО РАБОТ» дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов.
«ПОРТФОЛИО РАБОТ» включает в себя: Работы, проекты, исследования, которые учащиеся выполнили.
Работы, позволяющие проследить динамику учебного прогресса
( классные, прикладные проекты; упражнения и задачи, выполненные сверх учебной программы; сочинения, рефераты, наглядные пособия, творческие работы, фотографии, зарисовки, копии текстов из интернетовских сайтов, описание экспериментов, аудио-, видеокассеты с записью выступления; листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; и т.п. );
Собственные изделия обучающегося (модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.).
VПримерная форма фиксации работ ученика в «портфолио работ»:
- Проектные работы – указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
- Исследовательские работы и рефераты – указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц и т.п.
- Техническое творчество – модели, макеты. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание;
- Работы по искусству – дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;
- Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях, концертах;
- Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия; Занятия в учреждениях дополнительного образования. Указывается название учреждения, продолжительность занятий и их результаты;
- Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый обучащимся результат; - Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика;
- Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
В «ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» обучающемуся предлагается представлять отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, участие в конференциях и самых различных сферах приложения сил; саморефлексия ученика на разнообразную выполняемую им деятельность, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.
Примерный перечень документов « ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ »:
· Заключение о качестве выполненной работы;
· Рецензия на статью;
· Отзыв о работе в творческом коллективе дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;
· Резюме школьника с оценкой собственных учебных достижений;
- Отзывы родителей, учителей, одноклассников и т.д.
VIОценка результатов деятельности по формированию портфолио.
В конце учебного года в каждом классе проводится презентация портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:
· « Самый оригинальный портфолио »;
· « За лучшее оформление работ »;
· « Идея! »;
· « За многогранность таланта »;
· « За трудолюбие »;
· « За творческий подход » и др.