пОЛОЖЕНИЕ
о системе оценивания младших школьников МБОУ СОШ№6,
обучающихся по ФГОС НОО.
Общие положения:
1.1. Система оценивания обучения младших школьниковМБОУ СОШ№6 по ФГОС НОО, предполагает оценку результатов обучения в виде пятибальной формы отметки во 2-4 классах (кроме предмета ОРКСЭ) и оценку результатов обучения первоклассников, в которой отсутствует цифровая отметка как форма количественного
выражения результата оценочной деятельности.
1.2. Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. Основными принципами безотметочного обучения являются:
- дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;
- приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);
- гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);
- естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для обучающихся условиях, снижающих стресс и напряжение).
В первом классе недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д.
1.3. Никакому оцениванию не подлежат:
- темп работы ученика;
- личностные качества школьников;
- своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
1.4. Основные виды контроля:
- стартовый контроль,
- тематический контроль,
- итоговый контроль.
2. Контроль и оценка развития обучающихся.
2.1. Основными показателями развития обучающихся являются:
- учебно-познавательный интерес;
- самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;
- основы самостоятельности;
- способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями задачи.
2.2. Содержательный контроль и оценка обучающихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития (от начала учебного года к концу) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов.
2.3. Динамика развития и обученности младших школьников фиксируется учителем в классной папке развития.
3.Контроль и оценка знаний и умений обучающихся.
3.1. Содержательный контроль и оценка знаний и умений обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
3.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- текущие проверочные работы;
- «портфолио» ученика.
3.3. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний».
3.4. Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся в рамках данной учебной задачи.
3.5. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей, на этапе решения частных задач.
3.6. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода.
3.7. «Портфолио» ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно подготовленные доклады, сообщения (см. Положение «Портфолио обучающегося»)
4.Ведение документации.
4.1. Учитель:
4.1.1. По каждому предмету составляется рабочая программа на год, которая является основой планирования педагогической деятельности учителя.
4.1.2. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки в первом классе не выставляются.
4.1.3. Результаты обучения и развития (1-4 класс) фиксируются в классных Папках развития в виде специально разработанных технологических карт (Лист достижений ученика / Динамика личного развития школьника/ Развитие УУД ученика/ Мониторинг внеурочной деятельности /Портфолио обучающегося), составленных согласно программам по каждому предмету (См. Приложение).
4.1.4.Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:
«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);
«+/ - » - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;
«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
4.1.5. Для коррекции своей работы учитель 1 раз в четверть проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности обучающихся.
4.2. Администрация школы:
4.2.1. В своей деятельности школа использует по необходимости все материалы учителей и обучающихся для создания целостной картины реализации и обучения в школе.
4.2.2. По итогам года на основе полученных материалов от учителей заместитель директора школы проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» места, достижения и трудности как обучающихся, так и учителей, на основе которых определяет стратегические задачи на следующий год обучения.
5. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности.
5.1. Между учителем, обучающимися, родителями детей и администрацией школы в рамках оценки обучения детей необходимо строить равноправное сотрудничество.
5.2. Обучающийся имеет право на ошибку и время на ее ликвидацию.
5.3. Учитель имеет право:
- определять содержание оценочной деятельности в соответствии с тематическим планированием;
- оценивать младших школьников только относительно их собственных возможностей и достижений.
5.4. Учитель обязан:
- соблюдать правила оценочной безопасности;
- вести учет продвижения обучающихся;
- доводить до сведения родителей достижения и успехи детей.
5.5. Родитель имеет право:
- знать о принципах и способах оценивания младших школьников в школе;
- на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
- на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.
5.6. Родитель обязан:
- соблюдать правила оценочной безопасности и данного Положения ;
- информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
- посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей.
6.Ответственность сторон.
6.1. При нарушении основных принципов обучения по данной системе оценивания одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядке.
6.2. Нарушение правил оценочной безопасности является предметом административного разбирательства и общественного порицания.
6.3. В случаях, когда родителей не устраивают отдельные положения данного документа, они имеют право перевести ребенка в другую школу.