ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №6

МЕНЮ

Сказко – арт – песочная терапия,

как компонент воспитательной системы школы

         Теория и практика природосообразного образования нацеливает опираться на принципы подхода к ребенку как  к целостному, живому и свободному существу, который нуждается  в раскрытии и развитии «физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания» (с. 10, И.В.Вачков).

         Существующие методики обучения не могут выполнить эту задачу в условиях  классно-урочной  системы в достаточном объеме. Возникает необходимость       создания такой воспитательной системы, основное действие которой, хотя и осуществляется во внеурочное время, но направленно на развитие самосознания и духовной природы школьника. Поэтому один из основополагающих компонентов общешкольной воспитательной системы в нашей школе должна стать сказкотерапия.

         Сказкотерапию мы понимаем как природосообразную, органичную детскому восприятию, воспитательную систему, проверенную веками (с. 14, Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Практикум по сказкотерапии, СПб, 2000г.).

         «Что» в ребенке и «как» поможет развить сказкотерапия?

         1.  Интуитивное восприятие, которое, исходя из подсознания, обладает мощной внутренней силой, пользоваться которой современный человек не научился (да его и не учили). Интуитивное мышление опирается на работу правого полушария головного мозга, связанного «с творчеством, зрительными образами, мечтами, чувствами, символами и синтезами» (стр. 10, Дженни Г. Скотт).

         Левое полушарие использует логический, линейный, аналитический и рациональный способы для рассуждений (математика, письмо, язык, химия и т.д.).

         Однако, при обучении в школе преобладает логический метод, основанный на понятийном способе мышления, что затормаживает развитие правого полушария и приносит тем самым труднопоправимый ущерб целостному развитию ребенка.

         Развитие интуитивного сознания соприкасается с внутренним голосом, истинным «Я», силой творческого мысленного видения (мыслеобразы), внутренним более глубоким и объемлющим знанием. Поэтому его развитие принесет ребенку огромную пользу, окажет значительную помощь в решении важных жизненных задач, а именно в:

         -  преодолении стрессов и умении расслабляться;

         -  увеличении творческой энергии и преодолении утомления;

         -  ощущении большой уверенности в себя и более высокого чувства собственного достоинства;

         -  постановке целей (что является одной из главных проблем человека) и их достижении;

         -  решении проблем принятия более правильных решений;

         -  улучшении здоровья и избавлении от вредных привычек.

         Так как интуитивное восприятие действует при помощи способности человеческого мозга создавать образы, то сказкотерапия своими средствами лучше всего способствует развитию правого полушария и раскрытию тем самым неограниченных творческих способностей человека.

         2.  Самосознание ребенка превращает его в самостоятельный субъект, управляющий его собственным развитием.

         Но, чтобы ребенок стал субъектом саморазвития, необходимо повышение его самосознания до некоторого определенного уровня (знания о своем «Я», отношения к своему «Я» и управление своим «Я»), до уровня осознания смысла своего существования.

         Согласно мнения Г.А. Цукермана, уже в начале подросткового возраста (10 – 12 лет) открывается первая реальная возможность «зачатия и рождения» индивидуализированного субъекта саморазвития.

         Однако, готовить этот процесс нужно заранее, «создавая питательную среду для развития самосознания с того момента, когда ребенок включается в систематическую учебную деятельность, т.е. с его поступления в школу» (стр. 30, И.В.Вачков).

         Поэтому занятия по психологии и сказкотерапии с целью развития самосознания учеников следует вводить с 1-го класса и осуществлять в течение всего периода школьного обучения.

         Наряду с формированием индивидуального самосознания сказки, как ни одно другое средство, способствуют формированию и группового самосознания, т.е. осознания своей группы как некой целостной общности, своего места в ней, системы взаимоотношений как с членами группы, так и с внешними субъектами (учителем, психологом, классным руководителем).

         3.  Если прямые словесные воспитательные воздействия на ребенка часто являются малоэффективными, использование особенного волшебного мира сказки в буквальном смысле строит «мосты взаимопонимания» по линии «учитель-ученик».

         Во время использования психологических сказок возникают «субъектные отношения» и возникают между учителем и учеником единое «семантическое пространство», своеобразное поле взаимопонимания, взаимоприятия и взаимообогащения.  Все это позволяет донести до восприятия душой ребенка основополагающих, понятных ему, духовно – нравственных истин.

         4.  Сказочные истории (терапевтическая метафора) помогают решить ряд конкретных проблем растущих детей, а именно:

         -  трудности общения со сверстниками, взрослыми, учителями;

         -  преодоления чувства неполноценности, переживания ощущения себя человеком, у которого «что-то не так» (ощущение собственной «малозначимости» является основной психологической причиной агрессивного поведения детей, которые таким образом хотят доказать обратное);

         -  преодоления страхов и тревог по различным поводам, которые тормозят развитие детей (надо помнить, что наиболее отстающие, хотя и ведут себя вызывающе грубо и «смело», как раз и боятся больше всего – О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, стр. 9), связанные с особенностями, спецификой возраста (младший школьник – из-за трудности обучения, подросток – из-за необходимости самоутверждения, старшеклассник – из-за проблем самопознания и самовоспитания).

         5.  Сказкотерапия является наилучшим средством формирования позитивной направленности личности, что поведет его по пути  успеха, радости и созидания. Это достигается тем, что во время проведения занятий:

         -  снимаются напряжение, озлобление, мелочные заботы, как бы «омывается» душа ребенка;

         -  ненавязчиво внушается ребенку, что он хороший, значимый, умный и может добиться всего, что «только пожелает»;

         -  ребенок убеждается в торжестве правды и добра, духа и разума, любви и творения;

         -  в сознательное и бессознательное ребенка входят жизнеутверждающие, жизнепреобразующие и оптимистические настроения, мыли и чувства порождают светлые созидательные намерения и вдохновение;

         -  внушается вера в то, что человек, если он верит, может преодолеть любые трудности и пройти все испытания, которые выпадут на его жизненном пути;

         -  внушается формула любви, как проявления человеческого духа («Я един со Всеми, но остаюсь при этом свободной и неповторимой личностью, хотя и как Все – Я ограничен и смертен» В.Леви).

         6.  Специфические средства психологических сказок помогают обогатить не только духовный мир ребенка, но и развить его интеллект, познать мир, ибо с помощью сказочных образов легче объяснить сложные понятия, проблемы бытия «внутреннего мира человека» (недаром И. Христос сложные истины объяснял с помощью притчей).

         Таким образом, огромные вышеперечисленные и иные возможности «сказки» нужно использовать для формирования такого человека, сущность которого определена нашей философией образования и моделью выпускника.

         Проще говоря, если отбросить всю научность обоснования использования сказкотерапии, мы пришли к убеждению, что «даже простое чтение сказок (особенно специально созданных) дает удивительный эффект» (И.В. Вачков).

© 2024. МБОУ СШ №6 г. Выкса.