Природосообразное образование.
«Образование могло бы принести большую пользу,
научив нас жить, лучше осознавая себя и помогая в
выработке собственных убеждений».
(К.Хорни)
№ |
Природа ребенка |
Действия учителя |
||
1 |
Ребенок рождается с врожденным бесценным даром разума и духа, со своим предназначением в жизни. |
1. Проявлять уважение, доверие и любовь к этому нераскрывшемуся дару. 2. Внушать ему веру в себя. 3. Не сравнивать ни с кем, ибо каждый – неповторим, и у каждого свой путь в жизни (ребенок не должен стать кем-то, он должен стать самим собой). |
||
2 |
Ребенок рождается невинным, добрым и целостным человеком. |
1. Развивать в нем все его способности, все позитивные светлые стороны души. 2. Не выделять его учебную функцию, как главную: ребенок здесь не просто учится, он в школе должен жить полнокровной (в духовном, физическом, психическом, познавательном смысле) жизнью. |
||
3 |
Мозг ребенка состоит из 2-х полушарий и лобных долей. С 5 до 12 лет активно развивается и растет правое полушарие - это полушарие мечты, воображения, поэзии, цветного целостного и радостного восприятия окружающего мира. |
1. До 12 лет строить свое общение с ребенком на основе его правого полушария. Познание начинать с чувственного восприятия (эмоциональное пробуждение разума). 2. Избегать расчленения предметов на части, учить находить общее и различное целых предметов и явлений. 3. Выстраивать деятельность ребенка на основе мечты, воображения, фантазии, сказки, видения Прекрасного в жизни и искусстве, прослушивания лучших (мелодичных, а не барабанно-звуковых) произведений музыки, пения птиц, журчания ручейка, шелеста листвы и т.п. |
||
4 |
С 13 лет начинает расти и развиваться левое полушарие-полушарие логики, расчета, порядка, ритма, синтеза и абстракции. |
1. Начинать расчленять предметы и изучать их изнутри, устанавливать причинно-следственные связи. 2. Можно учить работать мозг уже не только на основе чувственных восприятий, но и слов и понятий. 3. Строить познавательную деятельность на основе собственной мысли ребенка, не заставлять его усваивать на память чужие мысли и мнения: меньше пересказа, больше активной работы собственных мозгов детей. Не уставать хвалить детей за их собственные мысли и аргументированные мнения! |
||
5 |
Базовые потребности детей |
Знать и стремиться удовлетворить их в процессе практической учебно – воспитательной деятельности. |
||
Потребности |
||||
Физиологические: - в воздухе, - пище, - воде, - нормальном температурном режиме, - безопасности, - сне. |
Психологические: - в самостоятельности и независимости, - компетентности (эффективности), - стимулах и поглаживаниях, - духовном развитии, - уважении и признании, - раскрытии способностей и талантов (в самореализации), - быть членом группы, иметь круг близких людей, иметь значимые межличностные отношения, - стремлении к созиданию и разрушению (стремление к разрушению неизбежно возникает, когда не удовлетворяется стремление к созиданию). |
|||
Если они не удовлетворены, то |
||||
Страдает тело |
Страдает душа |
|||
Особенности подростка |
||||
6 |
Переходный возраст ребенка самый трудный в жизни человека: - лобные доли начинают плохо контролировать поведение ребенка, т.к. в мозг поступает слишком много импульсов от происходящих в ребенке изменений; - ребенок начинает различать мальчиков и девочек и у него возникает тяга к противоположному полу («половое созревание»); - ребенок начинает изменяться и часто «дурнеет», что для него доставляет основную массу негативных переживаний; - ухудшается память, мыслительные процессы замедляются, общее физическое состояние ухудшается; - для него наиболее важным является мнение группы сверстников, чем учителей и родителей; - он становится максималистом в требованиях к другим и более замкнутым в себе: реакции часто грубы, агрессивны, взрывоопасны. |
Будь внимателен! Будь осторожен! Строй свое общение на основе Понимания и материнского участия! |
||
Изменение подростковой среды в наше время характеризуются следующими явлениями: |
||||
1 |
Усилением враждебности по отношению ко всему старшему поколению, к тем сверстникам, которые состоят в других группах, клубах, обществах, особенно опасным является усиление национальной ненависти в молодежной среде. |
Нет ничего важнее сегодня, как - проявлять любовь к детям (позволить им быть самими собой); - формировать у них чувства добро (человеко) любия (понимание другого, сострадания, сопереживания и радости за себя и других); - убеждать детей в том, что в каждом из них имеется бесценный дар и великие возможности (учить их мечтать и ставить цели, изучать себя и стремиться к самореализации), внушать веру в то, что все что желаемо, то достижимо. |
||
2 |
Тем, что чувственная, эмоциональная их сферы становится - все более бедной (опасность: эмоционально бедных превратить в социальных, адекватно себя ведущих людей, очень и очень сложно); - все более негативно настроенной на разрушения, а не на творчество и созидание (об этом очень пекутся СМИ). |
Необходимо все больше заниматься: - эстетическим воспитанием, пробуждением понимания и радостного восприятия Прекрасного, воспитанием неприятия безобразного и желания преобразовать его в нечто лучшее и красивое; - формированием позитивного мышления и чувствования детей различными методами (см. книги: В. Довгань «Счастливый Довгань», Ошо «О детях») |
||
3 |
Ростом инфантильности (детство затягивается в связи с более ранними сроками половой зрелости и удлиняющейся юношеской стадией развития), снижением чувства личной ответственности, стремлением переложить вину на общество, родителей, учителей и т.п. |
1. Пробуждать в ребенке осознание того, что - его главной задачей является поиск и реализация самого себя, своего предназначения; - именно он сам является ответственным за свою судьбу. 2. Создавать условия, при которых ребенок пробует себя в разных делах, набирается опыта. 3. Создавать группы позитивного действия, деятельность которых направлена на решение важных проблем жизни школы, города и страны. С одной стороны, нужно развивать индивидуальность ребенка, а с другой - ему нужен положительный опыт проживания, коллективного, (художественного, общественно – значимого, интеллектуального и иного) совместного действия. |
||
Смысл человеческой жизни.
Эволюция человека основана на утрате своего изначального дома – Природы – и невозможности снова вернуться к нему, т.е. снова стать животным.
У него есть только один путь:
- окончательно выйти из своего дома – Природы – и обрести новое пристанище, которое он создает, очеловечивая мир и становясь человеком в полном смысле слова;
- он идет из состояния определенности, где было предопределено, и ввергается в состояние неопределенности, неизвестности и беззащитности. Это побуждает его искать равновесие, новую гармонию взамен утраченной гармонии животного с природой;
- самосознание, разум и воображение разрушили гармонию, свойственную животному существованию;
- возникает необходимость находить все более высокие формы единства с природой, своими собратьями и самим собой – и в этом источник всех его душевных сил, источник всех его страстей, аффектов и стремлений.
Таким образом, вся жизнь индивида есть не что иное, как
рождение самого себя.
Однако, судьба большинства людей трагична:
они умирают, так и не успев родиться.
Исключительная привилегия, как и тягостная обязанность человека – это его способность делать выбор, принимать решения.
Выбор за Вами, господа!