ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №6

МЕНЮ

ПОСТУЛАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     «Нам не нужны ни новые идеалы,

  ни новые духовные цели.

 Великие учителя человечества

    уже сформировали нормы

  здоровой человеческой жизни»

      Э. Фромм

Перед образованием поставлена глобальная задача – формировать развитую и свободную личность, способную обеспечить прогрессивный и инновационный путь развития России. Все попытки последних десятилетий реформирования школы не смогли решить эту национальную проблему.

Методики традиционного, развивающего, личностно-ориентированного, мыследеятельного и иного обучения требуют значительных затрат, но наносят вред здоровью, интеллекту и нравственности подрастающего поколения.

Кардинальным образом изменить сложившуюся преимущественно агрессивно-репрессивную среду в школе и поднять качество образования возможно лишь путем организации образования на основе природосообразности и законов человеческого познания.

Жизнь настоятельно требует (и современные духовные личности России, отвечая на возникшую потребность, уже делают первые крупные и результативные проекты) переосмысления философии образования со смещением центра деятельности в сторону синтеза и интеграции, поиска смысла и новых ценностей, улучшения качества и социальной эффективности.

Основными пунктами (понятиями) природосообразной педагогики являются:

1. Каждый приходящий в школу ребенок – это не просто ученик, обязанный овладеть госстандартами образования, но, прежде всего, человек, маленькая, но уникальная личность. В каждом ребенке находится бесценный дар разума и духа.

2. Движущая сила развития ребенка – не мать и отец, не учитель и книга, а он сам, его врожденные природные задатки и способности, стремящиеся к саморазвитию и самосовершенствованию.

3. Для нормального развития ребенку, как воздух, нужна атмосфера доверия, доброжелательности и человечности. Школа становится родной только при условии, что здесь ребенок будет ощущать любовь к себе как к личности и своему

бесценному внутреннему дару.  

4. Ребенок идет в школу, чтобы познавать огромный и удивительный мир во всем многообразии его явлений и отношений.

Учитель идет в класс, чтобы переложить знания в голову детей для выполнения госстандарта образования. Встречаются два мира, два подхода, два человека с разным уровнем развития и противоположно поставленными задачами: у ребенка превалирует «хочется», у учителя – «надо».

Если учитель начинает «ломать» ребенка и принуждать его природу к наилучшему решению задач учителя, то он, безусловно, проигрывает и создает для себя и школьников напряженную, нервную, мучительную жизнь. Разумный учитель приходит к пониманию того, что не природу ребенка нужно менять, а строить его развитие, опираясь на принцип природосообразности.

5. Человека побуждают к деятельности 2 главных мотива – необходимость или творчество, слова «надо» или «хочется».

Слово «надо», преобладающее в современной общеобразовательной школе, воспринимается ребенком, как принуждение и своеобразное насилие, и поэтому встречает естественный протест даже на подсознательном уровне, который на 80% (Н. Хилл) определяет поведение человека.

Можно ли заставить ребенка захотеть? Да, можно! Как?

Только «уздой человеческого сердца» (Я.А. Коменский), т.е. необходимо позволить ребенку проявить свою значимость, полюбить себя, ощутить чувство собственного достоинства, ибо «никто, никогда и нигде еще не усваивал ничего хорошего в роли Плохого ученика» (В. Леви).

6. Фундаментальной основой познания, включая нравственность, должно быть чувственное восприятие (созерцание) окружающих объектов и явлений.

Развитие способности наблюдать и выражать свои впечатления с помощью живой речи – вот начало подлинного образования.

Нынешний поспешный переход к книжному языку и оперированию понятиями (слово, число, мера и т.п.) приводит к искаженным, отрывочным представлениям и ошибкам.

7. Главными способами образования являются:

а) применение таких методов и средств, которые упрощают и облегчают тяжелый труд познания ребенка.

б) обучение строить согласно 2-м парадигмам:

- поэтапно идти по пути от созерцания и восприятия (сначала увидеть, услышать, осязать, обонять и т.д.) к чувствам (удивления, возмущения, радости, сопереживания и т.п.) и, наконец к мыслительным операциям анализа и синтеза, сравнения и выделения главного и т.д.

– «обучение наоборот» - вести обучение не от урока - к теме – и к курсу, а от курса – к теме – и к уроку, т.е. от всеобщего, универсального – к общему групповому - затем к частному, единичному.

           в) превращение урока по предмету в интегрированный урок, формирующий интеллект и общую культуру, добрый нрав и здоровье учащихся.

           г) превращение ученика из пассивного потребителя знаний в активного участника познавательного процесса (исследователя, организатора, соучастника коллективного действия и даже учителя).

8. Применение метода И. Песталоцци в современной компьютерной разработке В.И. Жохова позволяет развить интеллект и добросердечие ребенка при сохранении здоровья и уменьшить на 1 год сроки обучения в начальной школе при качественно более высоких показателях развития (нынешний переход на 4-х летнее начальное образование лишь сдерживает развитие ребенка).

9. Период обучения в школе условно необходимо подразделить на 2 основных этапа:

а) до 14 лет формировать начально-образное мышление и чувственно-эмоциональное сознание, причем больше учить чувствовать и понимать по – своему, не навязывая мысли других ,  даже великих людей.

Данный период развития ребенка – это жизнь мечтаний, фантазий, сказки и формирования здравого смысла на основе осмысления чувственного восприятия личного опыта.

б) после 14 лет педагогические усилия направляются на развитие рассудительности, абстрактного и творческого мышления, на формирование личной философии и системы ценностей; на поощрение поиска истины и смысла; формирующийся интеллект ребенка привлекается к решению учебных и насущных проблем жизни школы, предприятий города и страны. Наступает жизнь мысли и поиска вариантов решений конкретных и бесчисленных проблем мировоззренческого и социального характера.

10. Преодоление различия в образовании элиты и толпы, богатых и бедных, способных и неспособных: воспитывать всех детей умственно способными, здоровыми и достойными людьми.

  Соперничество и обособленческий дух современности все больше должны уступать место взаимоуважению и взаимопониманию, сотрудничеству и сопереживающему сознанию, формирующемуся  групповому духу.

11. Идя по пути последовательного гуманизма, начинать с пробуждения в ребенке в начале любви к себе (заложенным способностям тела, души и духа), затем к окружающим (ближнему: семье, коллективу, согражданам), и лишь потом – к целому (стране, народу, человечеству). Культивировать в ребенке волю к самопознанию, волю к добру, волю к красоте и истине, волю к служению своему призванию и через это к обогащению общечеловеческой культуры.

12. Человек – это свободное существо. Не принуждать ученика стать хорошим, это значит отнять у него свободу выбора и  свободную волю, а вызывать желание стать хорошим, образованным человеком и достойным гражданином.

Доводить до сознания понимания того, что человек таков, каковы мысли, вера и эмоции в душе его преобладают.

- позитивные, положительные и конструктивные мысли и эмоции ведут человека по пути созидания, успеха и радости.

- негативные, отрицательные и деструктивные мысли, чувства и человеческие слабости ведут человека к неудачам, злу, несчастью и разрушению.

Все эти мысли и чувства (добро, зло) находятся в  разуме человека. Свобода выбора потока мыслей и эмоций (позитивных и негативных) остается за учеником.

Задача учителя – не давить тяжестью своего негативного мышления на бесконечной канал успешной и радостной жизни ребенка, помочь ему стать свободной и цельной созидательной личностью, сочетающей в себе  развитый интеллект, чувства прекрасного и добро (человеко)любия.

Все эти постулаты – не фраза, не пустой красивый звук, а руководство к осмысленному и творческому педагогическому действию. Не надо надеяться на добрые всходы и обильные плоды там, где не сеял, а трудиться радостно и самозабвенно сея «разумное, доброе, вечное».

Наше педагогическое кредо - «Только любовь, вера и новый метод позволит пробудить внутреннее «Я» ребенка и сформировать всесторонне развитую, свободную личность».

© 2024. МБОУ СШ №6 г. Выкса.