Личностные качества учителя
наиболее востребованные в МОУ СОШ № 6
- Плохой учитель лишь сообщает знания и требует их пересказа, хороший – учит открывать истину, организует процесс познания так, что ученик ставится в положение исследователя, мыслителя, который сам, анализируя информацию, находит причинно – следственные связи, а устанавливает определенные закономерности, формулирует обобщение и выводы.
- Учитель вызывает у учащегося отвращение к повседневному усвоению определенных поурочно порций знаний, основанных на учебнике. Нужно раздвигать горизонты науки, показывать проблемы и то, что еще не изучено, умело возбуждать изумление перед тайнами природы и раскрывать радужные и увлекательные перспективы их раскрытия.
- Хорошим учитель станет только тогда, когда будет выстраивать свои отношения со школьниками не как с учениками, а как с личностями, имеющими бесценный внутренний дар разума и души.
- Эмоции правят миром, говорят философы и они совершенно правы. Поэтому один из главных способов повышения результативности обучения – это эмоциональное пробуждение разума. Чувства удивления, восхищения, возмущения, сомнения и т.д.при начале познания и чувства радости и морального удовлетворения от осознания силы своей мысли и духа, творчества и мастерства, как результат глубокого познания самостоятельного разрешения проблем и задач. Только подобное чувствование учащихся ведет к познанию самих себя, к возникновению чувства уверенности и собственного достоинства, что является внутренним двигателем развития интеллектуальных способностей.
- Учитель прежде всего должен учиться видеть прекрасное и доброе вокруг, в слове, в произведениях деятельности человека, его поступках, видеть удивительное в повседневном и переживать от этого положительные чувства и этот богатый духовный внутренний мир позитивных мыслей, ощущений и эмоций передавать детям. И если дети неразвиты в подобном, то в этом виноваты не родители, а больше всего учитель, ибо в этом его призвание и специфика профессии – не уроки давать, а процесс духовного общения, позволить детям соприкасаться с его духовным миром учителя.
- Ребенок идет в школу, чтобы познавать огромный мир, жить интересной жизнью. Учитель – предметник идет в класс, чтобы переложить знания в голову (память) детей для написания контрольных, выполнения госстандарта образования, получения оценок, сдачи экзаменов и получения аттестата. Встречаются два мира, два подхода, два человека с разным уровнем развития и противоположно поставленными задачами. У ребенка превалирует слово «хочется», у учителя - «надо».
- Источник живой мысли, радостного чувства соприко – пробуждающегося сознания и является окружающий мир, природа со своими неисчерпаемыми богатствами и разнообразием. Эти естественным образом явившиеся образы и чувства выливаются в слова, отражающие самые тонкие движения человеческой души и мысли.
С первого дня пребывания в школе формировать у каждого ребенка личные взгляды, заботиться о том, чтобы они становились для него такими же дорогими, как собственная честь.
Только личное увлечение, страсть к познанию, любовь к своему предмету может раскрыть любознательность детей и их горячее радостное желание все самим.
Если учитель не увлечен своим предметом, ему не интересен урок, его мысль не бьется над решением проблем своей науки, то что же он может спрашивать с ученика, чему он может его научить, чем может его увлечь и чем иным сможет честно исполнить свой долг учителя?
Учитель верит, что дети, в сущности, все прекрасны, что в них доброе, радушное, хорошее победит: надо в это верить свято самим и внушать эту веру детям, вселять в них уверенность в свои силы и чувство своей значимости, уникальности, чувство собственного достоинства, чтобы ни один ученик не чувствовал себя неспособным (не оскорблять равнодушием, неверием, тем более попытками унижения, высмеивания). Не сравнивать ребенка с другими, более успешными, а сравнивать его сегодняшнего с ним вчерашним, отмечая его рост и развитие (помнить, что если поставил ребенка в роль плохого ученика, ничего хорошего от него не добьется даже с помощью окрика и ремня родителей), не навязывать грубо своих (или других взрослых) мнений, а терпеливо побуждать высказывать терпеливо выслушивать взгляды детей, вступать с ними в дискуссию на правах равных.
«Ребенок должен чувствовать себя творческой личностью, только при условии, когда умственный труд в процессе учения захватит его эмоциональную среду, когда достижение истины будет представляться ему результатом его личных усилий» (В.А. Сухомлинский)
Если учитель начинает «ломать» ребенка и принуждать его природу к наилучшему решению задач учитель – то педагог безусловно проигрывает и создает для себя напряженную, нервную, мучительную жизнь (подобно как человек, насилуя природу пришел сегодня к экологической катастрофе). Разумный человек, когда захочет жить в радости и успехе, меняет свою позицию, создает настрой на позитивный лад, на умение радоваться тому, что дает природа. Разумный учитель приходит к пониманию того, что не природу работника нужно менять, а строить его развитие, опираясь на принципы природоспособного образования.
Все изменения – в мыслях, в сознании самого учителя: изменить их в духе философии образования и будет – радостная, успешная, творческая, благодарная работа.
Не идя к природе, не уча детей способностям наблюдать ее и оценивать свои впечатления мы толкаем детей к учебнику с сухими и неясными описаниями, порождая тем самым зубрежку, отупляя разум и обедняя их чувственный мир.
Первоосновой познания является чувственное восприятие.
Закономерностями, отражающими дальнейший путь познания, является стремление идти при изучении от простого к сложному, от близкого к далекому, от чувственного к понятному, от наиболее общего (в сжатом, схематичном, структурированном виде) целостного к групповому и частному.