Возможно ли достойное образование в России
Ложь убивает,
молчание предает
В. Леви.
Глубоко задумываясь о современном, неприглядном с точки зрения его результатов, общего образовании в России, приходишь к убеждению в справедливости утверждения, что развитие нашего школьника уподобляется движению «машины при нажатых тормозах» (Э. Фромм).
С первым криком рождения ребенок перемещается из комфортной среды чрева матери в огромную (мир) и малую (семья) жизненную среду. Внутренняя среда малыша не пуста, а полна человеческими задатками и способностями, по законам природы которые стремятся к саморазвитию (как например зерно, брошенное в землю, стремится стать налитым колосом, а желудь – могучим дубом).
Ребенка влечет стихия познания окружающего мира, он ищет стихии добра и понимания, любви и ласки, доверия и признания его, как уникальной личности. Однако такое, стремящееся к обретению развитой человеческой силы, «Я» встречается с другой средой, в центре которой стоит родитель, воспитатель или учитель, предъявляющий и добивающийся «кнутом и пряником» исполнения своих требований. В итоге главная движущая сила развития ребенка, находящегося внутри него, игнорируется и подавляется. От такого принуждения подсознательно возникает протест: он ударяется в бегство, т.е. в болезнь (каждый защищается как может) или в какую-то группировку сверстников, где его «понимают»и воспринимают таким какой он есть (по крайней мере он сохраняет , как любят говорить японцы «свре лицо»).
Почему так происходит?
- Вместо живой и впечатляющей трофики природой среды, способной действительно пробудить чувства ребенка, его начинают питать трофикой книжного языка и понятий, созерцательный образ которых не сформирован в его сознании. Из – за этого формируются призрачные, туманные, часто ошибочные представления.
- В семьях сложилась различные по своим интеллектуальным, нравственным, эстетическим и иным характеристикам среда. Поэтому длительный период обучения в школе начинают дети с разных стартовых условий.
- Образ жизни в современной школе не способствует сближению учеников, так как у них подчас резко разнятся финансовые возможности и поэтому успешными и конкурентоспособными (многие любят «козырять», что они растят именно такую личность, не понимая того, что, по сути, они готовят не позитивную, а агрессивную личность) может стать незначительная их часть.
- При таких условиях создать стихии поиска, сотворчества на уроках, по моему мнению, весьма проблематично: униженному обществом учителю это либо непосильно, либо получается как – то неубедительно, сурогатно.
- Учителям непроизвольно приходится пускаться в поиски «меченых» в ученической массе, надеясь, что именно они (помоги, Господи!) посодействуют ему в создании познавательных стихий.
- Наше нездоровое, и не только в нравственном смысле, общество привносит в трофику школы семена неверия, лицемерия, взаимной вражды, потребительства, восхваления одних и унижения других («юнцам и девицам» от педагогики – машину и квартиру, коренным работникам – лишь обещания и посулы), что еще больше подрывает веру детей и учителей в честность и справедливость, возможность самореализации, внушая все больший страх перед будущим. Отчужденность ребенка от собственного «Я» (обществу похоже больше требуются не по - настоящему свободные и развитые молодые люди, а лишь независимые от принципов, авторитетов и совести свободные люди) и от школьного сообщества детей (теперь модно строить образование на основе индивидуальных программ обучения) растет, чем увеличивает их невротические склонности и нищету духа. Возможно ли это изменить? Возможно ли создать в школе среду с подлинными позитивно формирующими людей стихиями и новым образом жизни подрастающего поколения. Да, сегодня это стало возможным. Для этого предстоит изменить всю философию образования и начать строить образовательный процесс в соответствии, а не вопреки, законам развития человеческой природы и познания, что делается в современной демократической России. Основные теоретические и методологические обоснования были сделаны И. Г Песталоцци в начале XIX в. На основе его метода создана наиболее эффективная методика обучения учащихся начальных классов Жоховым. Его авторские разработки апробируются в различных местах страны и везде школьниками, родителями и учителями оцениваются как таковые. Мы лишь прикоснулись к этой системе и почувствовали ее уникальность: она несет радость и настоящую результативность развития учащихся первых классов (фактически за 2-3 месяца они осваивают программу почти всего года обучения).
Однако, эта система игнорируется «власть предержащими», которые, по-видимому, и не хотят улучшения образования в нашей стране, России, ведь называют же они свою страну не нашей, а этой, т.е. им чужой.