Внеурочное «пространство и время» как часть образовательной деятельности педколлектива
Образование должно не только помочь человеку раскрыть свой внутренний богатый потенциал, но и удовлетворять нужды человеческого духа (И.Г. ?).
Современное состояние школы, как и вся система подготовки детей к обучению в школе, противоречит потребностям раскрытия и развития природных задатков и предназначения ребенка.
Подавляющее большинство детей в дошкольные годы жизни является жертвой невежества, эгоизма и равнодушия своих родителей.
В первые годы обучения в школе ребенок попадает под пресс принудительного курса обучения и навязывания определенной однообразной манеры поведения. В результате «подлинный человек, живущий в каждом ребенке: экспансивный, открытый и добрый, каковы большинство детей в раннем возрасте, - загнан внутрь, вне поля зрения, скрыт за внешней оболочкой, напяленной обычаями и обучением (с. 82 А. Бейсли).
Осознание этого факта требует от нас изменения подходов, методов и способов обучения и воспитания, рассматривая их как 2 аспекта единого образовательного процесса, формирующего определенный тип личности.
В урочное время главным становится раскрытие и развитие умственных способностей детей на основе, вначале, инстинктивного сознания и «мистического восприятия» (расторможенный, нормально функционирующий мозг активизирует направляющую волю ребенка уже с первых лет обучения) так как «инстинктивное стремление человеческой мысли к Высшему Существу и духовному миру наблюдается среди людей всех рас, культур и уровней развития: очевидно, в самой природе человека находить нечто такое, что наподобие магнита влечет его ввысь, в сферу невидимого и совершенного (стр. 7-8 Энциклопедии православной жизни).
Во внеурочное время главным становятся побуждения ребенка к стремлению понять себя на основе «испытания» в различных сферах жизнедеятельности», поиски и выстраивания правильного (не с токи зрения эгоистического карьерного роста, а требований законов мироздания) отношения с природой и культурой, собой и людьми, чтобы стать способным «выполнять свое назначение, притом свободно, радостно, по велению души, а не по принуждению» (стр. 17 Энциклопедии православной жизни).
Для этого надо стремиться создать такую среду, которая пробудит у детей позитивные желания и стремления раскрыть свои лучшие качества.
Такая среда должна проецировать атмосферу:
- понимания, веры, доверия и человеческого сопереживания, внимательного обращения и ожидания проявления того истинно ценного, что заложено в каждом ребенке;
- терпения и прощения «погрешностей», ибо посеянные сегодня нами семена раздражения прорастут завтра в учащихся плодами агрессивности и бессмысленного разрушающего действия;
- упорядоченной активности, в которой ребенок может научиться первым начаткам ответственности;
- проявления уважения к людям совести и чести, творцам и меценатам, истинным патриотам и людям добра и милосердия, к достижениям и победам самих детей;
- исключения из школьной жизни излишних обсуждений «вредности» вредных привычек и событий негативного свойства, памятуя о том, что лучший способ борьбы с ними – это просто забыть о них, так же как лучший способ изжить зло из сердца – простить обидчика» (негативные и опасные факты и явления изучаются в полном объеме лишь в преподавании курса ОБЖ);
- разнообразия деятельности, разномыслия и творческого отношения (стр. 3);
- духовного познания мира Природы и Человека и взаимоотношений в мироздании через сказку (нач. школа), классные часы (среднее звено) и спецкурсы (старшие классы).
Основы взаимоотношений взрослых и детей.
В целях создания такой образовательной среды школьную воспитательную систему необходимо преобразовать в трех ее наиболее существенных компонентах:
- изменить планирование и содержание деятельности классных руководителей;
- развить ученическое самоуправления и детское общественное движение;
- внедрить сквозной (с 1 по 9 класс) курс сказкотерапии, перерастающий на старшей ступени обучения в спецкурс по развитию самосознания и позитивного мышления.