Федеральные государственные образовательные стандарты
Новые стандарты — это одно из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В Российской Федерации модернизация системы образования происходит с целью повышения качества образования, его доступности,с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.
В период с 2011 по 2020 годы будет происходить постепенный переход всех классов на новые образовательные стандарты, а с 1 сентября 2011 года в МБОУ СОШ№6 по новым стандартам уже обучаются шесть классов
начальной школы.
И хотя в основе обучения этих классов лежат различные учебно-методические комплекты (развивающая система Занкова, «Школа России», «Гармония»), но все наши обучающиеся получают образование по Основной Образовательной Программе, которая составлена и утверждена нашим учебным заведением.
Необходимо понимать, что стандарт - это не список навязанных предметов, а договор между обществом, государством и семьей о требованиях к результатам образования. Набор требований стандарта предъявляется не к ученику, а к системе образования.
Стандарт – это то, что система обязана обеспечить, предоставить. В том числе "стандартная" обязанность школы - чтобы ученикам хотелось в ней учиться.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, аличностныйрезультат. Важна, прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний,накопленная за время обучения в школе.
ФГОС включают 3 вида требований (три «Т»):
- требования к структуре основных образовательных программ (20% программы формируется школой самостоятельно). В интеграции учебной и внеучебной деятельности родители обучающихся должны быть активными участниками., выражая своё мнение.;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
Например, гигиеническим.
С 1 сентября 2011г. вступили в силу новые требования к обучению первоклассников:
Во-первых, требования к режиму: обучение в первых классах только в первую смену с максимальной учебной нагрузкой 21 час в неделю. Это значит,
каждый день по 4 урока и один день пять. Ежедневно у первоклассников динамический час. Ступенчатый режим обучения в первом полугодии:
Сентябрь,октябрь – 3 урока по 35 мин.;
Ноябрь,декабрь – 4 урока по 35 мин.;
Январь, май – 4 урока по 45 мин.
Во-вторых, обучение в первых классах проводится без бального оценивания и домашних заданий. В феврале дополнительные недельные каникулы.
- требования к результатам освоения основных образовательных программ (От усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащихся).
Итак, в центре стандарта находится программа развития школы, принцип вариативности, развитие разных возможностей ребенка.
В структуру Основной Образовательной Программы – вошло сразу несколько программ:
- программа формирования УУД (универсальных учебных действий); именно они помогают отследить развитие личности;
- учебный план
- программы учебных предметов;
- программа духовно-нравственного развития;
- программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
- портрет выпускника начальной школы, который любит свой народ, свой край и свою Родину; уважает и принимает ценности семьи и общества; любознателен, активно и заинтересованно познаёт мир; владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности. Это тот портрет, к которому школа будет стремиться к концу обучения детей в начальной школе.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения в новом стандарте сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появляется внеурочная деятельность. В нашей школе она осуществляется по модели дополнительного образования. Для реализации внеучебной деятельности на ступени начального общего образования мы отводим 10 часов в неделю на ученика. Эти часы распределены по 5-ти направлениям образовательно-воспитательной деятельности:
Спортивно-оздоровительное - кружок «Спортивная мозаика»;
Духовно-нравственное – факультатив «Дорогою открытий и добра»:
Социальное – психологические занятия;
Общеинтеллектуальное – шахматный кружок «Пешечка»;
Общекультурное – занятия по программе «Маленькая страна», изостудия, кружок прикладного творчества в клубе «Орлёнок».
Преимуществами данного компонента образовательного процесса является: предоставление обучающимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
К внеурочной деятельности стандарт также предъявляет свои требования: занятия проходят по выбору родителей и обучающихся; форма занятий должна отличаться от урочной (экскурсии, кружковые
занятия, секции, праздники и т.д.); должен соблюдаться баланс между занятиями
двигательного и статического характера.
Что касается требований к результатам освоения основных образовательных программ, то с детьми проводятся мониторинговые исследования.Они носят диагностический характер. В первых классах целью проведения является не проверка знаний и способностей ребенка, а измерение уровня готовности к
обучению и уровня усвоения учебного материала. Проверка уровня овладения универсальными учебными действиями проводится во всех классах, обучающихся по ФГОС, в конце учебного года. Данные, полученные в ходе исследований, позволяют обеспечить своевременное оказание педагогической помощи каждому ученику, при необходимости изменить организацию обучения, внести корректировки в учебные
программы. По окончании обучения в начальной школе дети будут писать тестирование по преподаваемым
предметам. Также будут отслеживаться и универсальные учебные умения, без которых ребёнок просто не сможет учиться дальше.
Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный.: базовый, когда предметные результаты формулируются в терминах «выпускник научится…»,
что является группой обязательных требований, и повышенный «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных
предметов, представленные в основной образовательной программе.
Школа должна стать вторым домом для каждого ребёнка. Здесь он не только получает базовые знания, но и учится общаться, жить в коллективе, управлять своим поведением, т.е. проходит процесссоциализации.