Педагогические воззрения учителя,
наиболее востребованные в МОУ СОШ № 6
«Никто, никогда и нигде еще
не усваивал ничего хорошего
в роли Плохого ученика»
В. Леви
Учитель – не ретранслятор знаний, не главное действующее лицо урока, он
- вдохновитель и организатор увлекательного процесса познания;
- режиссер, распределяющий роли и определяющий действия своей труппы;
- постановщик не пересказа простых выученных текстов, а определения проблем, поиска истины и человеческих переживаний: он вместе со своими актерами исследователь, правды и справедливости искатель (ищет причинно – следственные связи, анализирует информацию, делает выводы, оценивает намерения и действия людей, определяет закономерности и т.п.)
- тот «чудак», который пробуждает у каждого стремление высказать свои самостоятельные мысли и чувства, возникающие по ходу поиска ответов: больше радуется каждому, даже неуклюже высказанному, устному умному слову, чем умелому применению к месту чужих мнений, взглядов и решений; не навязывает своих мнений, а терпеливо выслушивает мнения учащихся и, если вступает в спор, то только на правых равных ;
- старатель, проявляющий заботу о том, чтобы каждый формировал в себе личные взгляды, которые становились для него такими же дорогими, как собственная честь.
Раздвигает горизонты науки, а не вызывает к себе и своему предмету отвращение учеников, которые заняты повседневно лишь усвоением той куцей и сухой порции знаний, выделенной из учебника
Умело возбуждать изумление перед тайнами природы, показывать нерешенные учеными проблемы, открывать радужные и увлекательные перспективы их преодоления – вот мастерство учителя. Мир, драматической подчас борьбы идей, богатейшей умственной и эмоциональной жизни деятелей науки, причудливые сочетания добрых и злых помыслов и деяний в развитии человеческого интеллекта – вот та живительная искра, которая сможет зажечь огонь интереса и неугомонного поиска в сердце маленькой по возрасту, но огромной по потенциальным возможностям личности.
Эмоции (наряду с нуждой и любовью) правят миром: поэтому учитель и стремится к эмоциональному (отнюдь не негативному) побуждению разума и сердца ребенка. Чувства удивления, восхищения, возмущения, сомнения и т.д.при начале познания и чувства радости и морального удовлетворения от осознания силы своей мысли и духа, творчества и мастерства, как результат глубокого познания самостоятельного разрешения проблем и задач. Только подобное чувствование учащихся ведет их к познанию самих себя, к возникновению чувства уверенности и собственного достоинства, что является внутренним двигателем развития интеллектуальных способностей.
«Ребенок должен чувствовать себя творческой личностью, только при условии, когда умственный труд в процессе учения захватит его эмоциональную среду, когда достижение истины будет представляться ему результатом его личных усилий» (В.А. Сухомлинский).
Учитель понимает, верит и любит
- понимает, что в каждом ученике заложены большие умственные задатки и добродетельные чувства, которые необходимо побуждать к позитивной деятельности, создавая для этого соответствующие условия, благоприятную среду.
- верит, что все дети, в сущности, прекрасны и в них доброе, разумное, хорошее, несмотря ни на что, победит и их укрепляющаяся вера в собственные силы, свою значимость, возникающее чувство собственного достоинства поведут его на штурм ограниченности, развития собственной компетентности и творчества.
Не оскорбляет равнодушием и неверием, попытками высмеивания или унижения, не сравнивает его вчерашнего с сегодняшним, отмечает его рост и развитие;
- любит ребенка как собрата по разуму, как живое существо нуждающееся в радостном мировоззрении и в его, учителя, помощи и отеческой (материнской) заботе.
4. Ребенок идет в школу, чтобы познавать огромный мир, жить интересной и полнокровной жизнью. Учитель – предметник идет в класс, чтобы переложить знания в голову (память) детей для написания ими контрольных, выполнения госстандарта образования, сдачи экзаменов и получения аттестата. Встречаются два мира, два подхода, два человека с разным уровнем развития и противоположно поставленными задачами. У ребенка превалирует слово «хочется», у учителя - «надо».
Если учитель начинает «ломать» ребенка и принуждать его природу к наилучшему решению задач учителя – то он безусловно проигрывает и создает для себя напряженную, нервную, мучительную жизнь (подобно как человек, насилуя природу пришел сегодня к экологической катастрофе). Разумный учитель приходит к пониманию того, что не природу ребенка нужно менять, а строить его развитие, опираясь на принципы природоспособного образования.
Все изменения – в мыслях, в сознании самого учителя: изменит их в духе философии образования и тогда настанет время – радостной, успешной, творческой, благодарной работы.
5. Источником живой мысли, радостного чувства соприкосновения с необъятным, интригующим и прекрасным, пробуждающегося сознания и является окружающий мир, природа со своими неисчерпаемыми богатствами и разнообразием. Эти естественным способом явившиеся образы и чувства, выливаются в слова, отражающие самые тонкие движения человеческой души и мысли.
Не идя к природе, не уча детей способностям наблюдать ее и выражать свои впечатления, учитель толкает детей к учебнику с сухими и зачастую непонятными описаниями, порождая тем самым зубрежку, отупляя разум и обедняя их чувственный мир.
Первоосновой познания является чувственное восприятие!
Закономерностями, отражающими дальнейший путь познания, является стремление идти при изучении - от простого к сложному, от близкого к далекому, от чувственного к понятийному, от наиболее общего (в сжатом, схематичном, структурированном виде), целостного к групповому и затем к частному, единичному.
6. Учитель, прежде всего, сам учится видеть прекрасное и доброе вокруг: в слове, в произведениях деятельности человека, его поступках, видеть удивительное в повседневном и переживать от этого положительные чувства и вот этот богатый духовный внутренний мир позитивных мыслей, ощущений и эмоций передает детям. И если дети неразвиты в подобном, то в этом виноваты не родители, не ребенок, а больше всего он, учитель, ибо в этом его призвание и специфика профессии – не уроки давать, а в процессе общения, позволить детям соприкасаться с его, учителя, духовным миром.