ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Объясняя новый материал:
- не торопитесь, повторите лишний раз;
- опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки;
- учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательную активность и т. д.
Вызывая к доске:
- заранее проговорите задание, чтобы у ребёнка в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться;
- дайте учащемуся высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу;
- дав ребенку задание для выполнения - отойдите, не «стойте над душой», не смущайте ребёнка своей непосредственной близостью к нему;
- избегайте телесного контакта с ребёнком (поглаживание по голове или руке) - это сбивает с мысли и не даёт сосредоточиться;
- сообщите заранее критерии оценки качества знаний по предмету;
- успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат;
- обращайтесь к детям по именам.
Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
Оценивая и анализируя:
-не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению;
- если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из одноклассников - вдвоём у доски спокойнее;
- создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись отвечать и поверили в себя и свои силы;
- старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт для понимания, что нужно повторить, на что обратить внимание;
- замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Олю с Сашей», можно «Сашу вчерашнего и сегодняшнего»);
- не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика;
- наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.);
- пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника;
- используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
Взаимодействуя:
- будьте с детьми вежливыми;
- корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая прошлое и не давая негативного прогноза на будущее;
- осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей;
- разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально;
- налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.