Советы психолога для родителей.
Как научить ребёнка любить читать?
• Если ребёнок уже научился читать целыми словами, но сам процесс чтения ещё труден для него, то вы можете предложить ему почитать под вашим руководством небольшие по объёму стихотворение или рассказ, содержание которых, возможно, ему уже знакомо, но он не знает их наизусть.
• При чтении более объёмных произведений используйте волшебный приём, известный со времён сказочной Шахерезады: в самом интересном месте рассказа или сказки попросите вашего ребёнка прочитать небольшой отрывок. Более трудные эпизоды читайте сами!
• Не страшно, если некоторые произведения вы прочитаете от начала до конца. Главное, чтобы ваше выразительное и вдумчивое чтение оставило след в душе ребёнка, помогло заработать его фантазии, воображению, побудило его к сопереживанию и последующим раздумьям над художественным текстом.
• После чтения вы можете побеседовать с ребёнком о прочитанном: какие герои понравились ему и почему, какой эпизод больше запомнился, какие события заставили больше сопереживать героям и волноваться за их судьбу; к каким эпизодам относятся книжные иллюстрации; что бы нарисовал он сам.
• Хотелось бы напомнить вам о том, чтобы вы не переусердствовали в этом процессе; пусть ребенок читает и отвечает на ваши вопросы только тогда, когда у него есть желание и силы. При первых признаках усталости или рассеянного внимания переключайте его на другой вид деятельности. Если интерес к чтению в данный момент пропал, не пытайтесь восстановить его «насильственными» методами. Это не приведёт ни к чему хорошему: любить «из-под палки» ещё никто не научился. А вот отвращение или скуку сформировать очень легко. Как потом от этого избавиться?
Как помочь ребенку и не отбить желание учиться?
Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые сразу начинают чрезмерно опекать.
Какие здесь могут быть основные рекомендации:
1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка (освещение, отсутствие лишних предметов на столе).
2. Для семилетнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15–20 минут, а к четвертому классу – не более 30–40 минут. В процессе работы необходимо устраивать перерывы (около 5 минут).
3. Не стоит давать ребенку дополнительные задания, кроме тех, которые дали в школе.
4. Приучайте детей садиться за уроки всегда в одно и то же время.
5. Нельзя выполнять домашнее задание за ребенка.
6. Со временем снижайте степень контроля.
Помните, что самоисправление – есть первая форма самоконтроля, и она должна всячески поощряться.
7. Поддерживайте старания ребенка, выказывайте уверенность, что все у него получится.
8. Не зацикливайтесь на отметках — гораздо важнее быть уверенным в том, что знания, получаемые ребёнком, действительно соответствуют хорошим оценкам в его дневнике.
9. Если в целом ваш ребёнок учится неплохо, то, когда приносит из школы плохую отметку, не стоит из этого делать трагедии. Ребёнок и без того чувствует себя виноватым, а если ещё и вы начнёте причитать над его дневником, и не дай бог давать ему подзатыльники или упрекать в том, что вы для него очень много делаете, то уж будьте уверены, в следующий раз, получив плохую оценку, он найдёт способ скрыть от вас свои промахи.
10. Не упрекайте чадо, что вы слишком много для него делаете и вкладываете, чтобы он был умным.
11. Не сравнивайте ребёнка с более успешным сверстником. Вспомните о том, что, если ребёнку постоянно говорить о том, что он лентяй, двоечник, растяпа, разгильдяй и т. д., он в конце концов обязательно и станет таким. А заодно вы добьётесь того, что ребёнок просто потеряет интерес к учёбе.
12. Помните правило, что недостаток любви рождает в детях комплексы, от которых очень трудно избавиться на протяжении всей дальнейшей жизни.
Поэтому любите своего ребёнка несмотря ни на что, ни на какие оценки, любите его таким, какой он есть.