III.1. Примерный учебный план
Учебный план образовательных организаций Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования, отражает организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО, организации образовательной деятельности, а также учебный план определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения. Количество часов учебных занятий можно определить после отбора содержания и составления тематического планирования.
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (п. 22 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Приступая к проектированию учебного плана, следует иметь в виду, что ФГОС СОО определяет минимальное и максимальное количество часов учебных занятий на уровень среднего общего образования и перечень обязательных учебных предметов.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов.
Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования); изучение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также реализуемых в сетевой форме учебных предметов, курсов (модулей).
Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).
Примерный учебный план
Предметная область |
Учебный предмет |
Уровень изучения предмета |
|
базовый |
углубленный |
||
Русский язык и литература |
Русский язык |
Б <*> |
У |
Литература |
Б <*> |
У |
|
Родной язык и родная литература |
Родной язык |
Б |
У |
Родная литература |
Б |
У |
|
Иностранные языки |
Иностранный язык |
Б <*> |
У |
Второй иностранный язык |
Б |
У |
|
Общественные науки |
История |
Б <*> |
У |
Россия в мире |
Б |
|
|
Экономика |
Б |
У |
|
Право |
Б |
У |
|
Обществознание |
Б |
|
|
География |
Б |
У |
|
Математика и информатика |
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия |
Б <*> |
У |
Информатика |
Б |
У |
|
Естественные науки |
Физика |
Б |
У |
Химия |
Б |
У |
|
Биология |
Б |
У |
|
Естествознание |
Б |
|
|
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
Б <*> |
|
Экология |
Б |
|
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
Б <*> |
|
|
|
Индивидуальный проект <*> |
|
|
|
Курсы по выбору |
Элективные курсы |
|
|
|
Факультативные курсы |
|
|
|
|
|
Итого часов |
|
2170/2590 |
--------------------------------
<*> Минимальный обязательный выбор учебных предметов на базовом или углубленном уровне.
<**> Учебный предмет "Россия в мире" может быть выбран вместо "Истории".
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 10 (11) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности". Образовательная организация может самостоятельно выделить часы в учебном плане на учебный предмет "Родная литература", перераспределив часы, выделяемые на учебный предмет "Литература" для изучения произведений из блока "Родная (региональная) литература)" и "Литература народов России". Примерный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных действующим законодательством в области образования, возможность изучения государственных языков республик Российской Федерации из числа языков народов Российской Федерации.
Образовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения: естественнонаучного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального. При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее трех (четырех) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
Допускается включение в учебный план времени, отведенного в первую очередь на конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое сопровождение этих процессов. Могут быть выделены часы на консультирование с тьютором, психологом, учителем, руководителем образовательной организации.
В учебном плане могут быть также отражены различные формы организации учебных занятий, формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией.
Для формирования учебного плана профиля необходимо: 1. Определить профиль обучения.
2. Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, предметы на базовом уровне, не менее одного предмета из каждой предметной области. Для всех профилей, кроме универсального, включить в план не менее трех учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле.
3. Дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами).
4. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в пп. 2 и 3. Если полученное число часов меньше времени, предусмотренного ФГОС СОО (2170 часов), можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне либо изменить количество часов на изучение выбранных предметов; завершить формирование учебного плана профиля факультативными и элективными курсами.
5. Если суммарное число часов больше минимального числа часов, но меньше максимально допустимого (2590 часов), то образовательная организация может завершить формирование учебного плана, или увеличить количество часов на изучение отдельных предметов, или включить в план другие курсы по выбору обучающегося.
Пример распределения часов для последующего выбора
предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне <*>
--------------------------------
<*> Расчет приведен на два года обучения для 35 учебных недель (образовательная организация составляет учебный план исходя из своего календарного графика на текущий учебный год).
Предметная область |
Учебные предметы Базовый уровень |
Кол-во часов |
Учебные предметы Углубленный уровень |
Кол-во часов |
Русский язык и литература |
Русский язык |
70 |
Русский язык |
210 |
Литература |
210 |
Литература |
350 |
|
Родной язык и родная литература |
Родной язык |
70 |
Родной язык |
210 |
Родная литература |
210 |
Родная литература |
350 |
|
Иностранные языки |
Иностранный язык |
210 |
Иностранный язык |
420 |
Второй иностранный язык |
140 |
Второй иностранный язык |
210 |
|
Общественные науки |
История |
140 |
История |
280 |
Россия в мире |
140 |
|
|
|
География |
70 |
География |
210 |
|
Экономика |
35 |
Экономика |
140 |
|
Право |
35 |
Право |
140 |
|
Обществознание |
140 |
|
|
|
Математика и информатика |
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия |
280 |
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия |
420 |
Информатика |
70 |
Информатика |
280 |
|
Естественные науки |
Физика |
140 |
Физика |
350 |
Химия |
70 |
Химия |
210 |
|
Биология |
70 |
Биология |
210 |
|
Естествознание |
210 |
|
|
|
ФК, экология и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
210 |
|
|
Экология |
35 |
|
|
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
70 |
|
|
|
|
Индивидуальный проект |
70 |
|
|
Курсы по выбору |
Элективные курсы |
|
|
|
Факультативные курсы |
|
|
|
|
2170/2590 |
|
Примерные варианты учебных планов профилей
При проектировании учебного плана профиля следует учитывать, что профиль является способом введения обучающихся в ту или иную общественно-производственную практику; это комплексное понятие, не ограниченное ни рамками учебного плана, ни заданным набором учебных предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне, ни образовательным пространством школы. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего необходимо изучить намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей).
Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей "Математика и информатика" и "Естественные науки".
Пример учебного плана технологического профиля
Предметная область |
Учебный предмет |
Уровень |
Количество часов |
Русский язык и литература |
Русский язык |
Б |
70 |
Литература |
Б |
210 |
|
Родной язык и родная литература |
Родная литература/Родной язык |
Б |
|
Математика и информатика |
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия |
У |
420 |
Информатика |
У |
280 |
|
Компьютерная графика |
ЭК |
70 |
|
Иностранные языки |
Иностранный язык |
Б |
210 |
Естественные науки |
Физика |
У |
350 |
Биохимия |
ЭК |
140 |
|
Общественные науки |
История (Россия в мире) |
Б |
140 |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
Б |
210 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
Б |
70 |
|
|
Индивидуальный проект |
ЭК |
70 |
|
Предметы и курсы по выбору |
ФК |
350 |
ИТОГО |
|
2590 |
Естественнонаучный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей "Математика и информатика" и "Естественные науки".
Пример учебного плана естественнонаучного профиля
Предметная область |
Учебный предмет |
Уровень |
Количество часов |
Русский язык и литература |
Русский язык |
Б |
70 |
Литература |
Б |
210 |
|
Родной язык и родная литература |
Родная литература/Родной язык |
Б |
|
Математика и информатика |
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия |
У |
420 |
Информатика |
Б |
70 |
|
Иностранные языки |
Иностранный язык |
Б |
210 |
Естественные науки |
Химия |
У |
350 |
Биология |
У |
210 |
|
Общественные науки |
История (Россия в мире) |
Б |
140 |
Теория познания |
ЭК |
70 |
|
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
Б |
210 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
Б |
70 |
|
|
Индивидуальный проект |
ЭК |
70 |
|
Биофизика |
ЭК |
70 |
|
Предметы и курсы по выбору |
ФК |
280 |
ИТОГО |
|
2450 |
Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей "Русский язык и литература", "Общественные науки" и "Иностранные языки".
Пример учебного плана гуманитарного профиля
Предметная область |
Учебный предмет |
Уровень |
Количество часов |
Русский язык и литература |
Русский язык |
Б |
70 |
Литература |
Б |
210 |
|
Родной язык и родная литература |
Родная литература/Родной язык |
Б |
|
Математика и информатика |
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия |
Б |
280 |
Иностранные языки |
Иностранный язык |
У |
420 |
Второй иностранный язык |
Б |
210 |
|
Естественные науки |
Естествознание |
Б |
210 |
Общественные науки |
История |
У |
280 |
Обществознание |
Б |
140 |
|
Право |
У |
140 |
|
Психология |
ЭК |
70 |
|
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
Б |
210 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
Б |
70 |
|
|
Индивидуальный проект |
ЭК |
70 |
|
Предметы и курсы по выбору |
ФК |
70 |
ИТОГО |
|
2450 |
Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей "Математика и информатика", "Общественные науки".
Пример учебного плана социально-экономического профиля
Предметная область |
Учебный предмет |
Уровень |
Количество часов |
Русский язык и литература |
Русский язык |
Б |
70 |
Литература |
Б |
210 |
|
Родной язык и родная литература |
Родная литература/Родной язык |
Б |
|
Математика и информатика |
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия |
У |
420 |
Информатика |
Б |
70 |
|
Иностранные языки |
Иностранный язык |
Б |
210 |
Естественные науки |
Естествознание |
Б |
210 |
Общественные науки |
География |
У |
210 |
Экономика |
У |
140 |
|
Россия в мире |
Б |
140 |
|
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
Б |
210 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
Б |
70 |
|
|
Индивидуальный проект |
ЭК |
70 |
|
Предметы и курсы по выбору |
ФК |
280 |
ИТОГО |
|
2310 |
Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор "не вписывается" в рамки заданных выше профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов, однако ученик также может выбрать учебные предметы на углубленном уровне.
Ниже приведены варианты примерных учебных планов, которые иллюстрируют разные возможности образовательной организации как в удовлетворении индивидуальных интересов обучающихся, так и в углублении подготовки по учебным предметам к ЕГЭ.
Пример учебного плана универсального профиля (вариант 1)
Предметная область |
Учебный предмет |
Уровень |
Количество часов |
Русский язык и литература |
Русский язык |
Б |
70 |
Литература |
Б |
210 |
|
Родной язык и родная литература |
Родная литература/Родной язык |
Б |
|
Математика и информатика |
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия |
У |
420 |
Информатика |
Б |
70 |
|
Иностранные языки |
Иностранный язык |
Б |
210 |
Естественные науки |
Физика |
Б |
140 |
Общественные науки |
История |
У |
280 |
Обществознание |
Б |
140 |
|
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
Б |
210 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
Б |
70 |
|
|
Индивидуальный проект |
ЭК |
70 |
|
Технология |
ЭК |
280 |
|
Астрономия |
ФК |
70 |
|
Предметы и курсы по выбору |
ФК |
210 |
ИТОГО |
|
2450 |
Пример учебного плана универсального профиля (вариант 2)
Предметная область |
Учебный предмет |
Уровень |
Количество часов |
Русский язык и литература |
Русский язык |
Б |
70 |
Литература |
Б |
210 |
|
Родной язык и родная литература |
Родной язык |
Б |
70 |
Родная литература |
Б |
210 |
|
Математика и информатика |
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия |
Б |
280 |
Иностранные языки |
Иностранный язык |
У |
420 |
Естественные науки |
Естествознание |
Б |
210 |
Общественные науки |
История |
Б |
140 |
Обществознание |
Б |
140 |
|
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
Б |
210 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
Б |
70 |
|
|
Индивидуальный проект |
ЭК |
140 |
Предметы и курсы по выбору |
Дизайн |
ЭК |
140 |
Искусство |
ФК |
140 |
|
Компьютерная графика |
ФК |
70 |
|
История родного края |
ЭК |
70 |
|
ИТОГО |
|
2590 |
Пример учебного плана универсального профиля (вариант 3)
Предметная область |
Учебный предмет |
Уровень |
Количество часов |
Русский язык и литература |
Русский язык |
У |
210 |
Литература |
У |
350 |
|
Родной язык и родная литература |
Родной язык |
Б |
70 |
Родная литература |
Б |
210 |
|
Математика и информатика |
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия |
У |
420 |
Иностранные языки |
Иностранный язык |
Б |
210 |
Естественные науки |
Биология |
У |
210 |
Общественные науки |
История |
Б |
140 |
Обществознание |
Б |
140 |
|
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
Б |
210 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
Б |
70 |
|
|
Индивидуальный проект |
ЭК |
140 |
|
Предметы и курсы по выбору |
ФК |
140 |
ИТОГО |
|
2520 |
Пример учебного плана универсального профиля (вариант 4)
Предметная область |
Учебный предмет |
Уровень |
Количество часов |
Русский язык и литература |
Русский язык |
У |
210 |
Литература |
У |
350 |
|
Родной язык и родная литература |
Родной язык |
Б |
70 |
Родная литература |
Б |
210 |
|
Математика и информатика |
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия |
У |
420 |
Иностранные языки |
Иностранный язык |
Б |
210 |
Естественные науки |
Биология |
Б |
70 |
Общественные науки |
История |
Б |
140 |
Обществознание |
Б |
140 |
|
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
Б |
210 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
Б |
70 |
|
|
Индивидуальный проект |
ЭК |
140 |
|
Предметы и курсы по выбору |
ФК |
280 |
ИТОГО |
|
2520 |