Министерство образования Нижегородской области |
Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных образовательных учреждений |
от 28.03.2011г. № 316-01-52-1141/11 |
|
О направлении перечня объектов и средств организации учебной деятельности младших школьников |
В целях реализации:
плана мероприятий по обеспечению внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ министерства образования Нижегородской области от 17.09.2010г. № 1065);
подготовки школ Нижегородской области к введению стандарта в 1-х классах
министерство образования Нижегородской области направляетперечень объектов и средств организации учебной деятельности младших школьников для использования в работе по выполнению требований к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.
Дополнительную информацию можно получить по тел. 433-99-00, Кизилова Ирина Арсеньевна.
Приложение: на 14 л. в эл. виде.
Министр С.В.Наумов
Кизилова Ирина Арсеньевна
433-99-00
Приложение
к письму министерства образования
Нижегородской области
от 28.03.2011г. № 316-01-52-1141/11
Перечень объектов и средств организации учебной деятельности
младших школьников
Перечень основных и необходимых объектов, обеспечивающих организацию учебной деятельности в соответствии с образовательными областями, представлен в таблице. Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
- Д – демонстрационный материал (не менее 1 экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
- Г – комплект, необходимый для работы в микрогруппе (1 экземпляр на 2 – 6 человек).
1 – Минимальный уровень оборудования кабинета
2 – Уровень оборудования необходимый для введения ФГОС
3 – Максимальный (желательный) уровень оборудования кабинета
Вид образовательных ресурсов |
Наименование объектов и средств организации учебной деятельности |
Количество |
Примечания |
Образовательная область «Филология» (обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, иностранный язык) |
|||
Средства ИКТ
|
Компьютер. - 1 |
Д/Г |
Обязательно – на рабочем месте учителя. Наличие лицензионного программного обеспечения, необходимого для организации учебного процесса. Монитор жидкокристаллический. |
Колонки. - 2 |
Д/Г |
||
Мультимедийный проектор. - 2 |
Д |
Установленный в соответствии с требованиями техники безопасности. |
|
Интерактивная доска. - 3 |
Д |
По возможности – в каждый кабинет. |
|
Принтер. - 2 |
Д |
Лазерный. |
|
Сканер. - 3 |
Д |
||
Веб-камера (по возможности). - 3 |
Д |
||
Цифровой фотоаппарат (по возможности). - 3 |
Д |
||
Видеокамера (по возможности). - 3 |
Д |
||
Лингафонные устройства, обеспечивающие связь между преподавателем и учащимися (по возможности). -3 |
К |
В кабинетах иностранного языка. |
|
Цифровые образовательные ресурсы |
Электронные учебники и тренажёры, в том числе занимательные задания по предмету. - 2 |
К/Г |
Подбираются в соответствии с возможностями педагога и учащихся. |
Электронные хрестоматии и энциклопедии. - 2 |
К/Г |
В составе библиотечного фонда. |
|
Перечень поисковых систем. - 3 |
Д |
Наличие лицензионного программного обеспечения ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования. Составляется педагогами, использующими данный ресурс. |
|
Коллекция цифровых образовательных ресурсов. - 3 |
Д |
||
Перечень Интернет-сайтов. - 3 |
Д |
||
Интерактивные наглядные пособия. - 3 |
Д |
Включают карты, схемы, таблицы, с которыми можно работать как на интерактивной доске, так и на персональном компьютере. |
|
Учебно-методическая литература |
Методическая литература для учителя. - 1 |
К |
Формируется на средства образовательного учреждения. Учебники должны входить в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки РФ к использованию в практике начальной школы в текущем учебном году. Учебно-методическая литература должна быть издана не позднее пяти лет от настоящего момента. Учебно-методические комплексы должны соответствовать ФГОС. |
Учебно-методические комплекты нового поколения для учащихся. -1 |
К |
||
Хрестоматии. – 2 |
Г |
||
Энциклопедии. - 2 |
Г |
||
Словари. - 2 |
Г |
||
Справочные пособия. - 2 |
Г |
||
Художественная литература по программе. - 2 |
Г |
||
Периодические издания по предметам. - 2 |
Д |
||
Учебно-практическое и лабораторное оборудование |
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, алфавит, набор букв, образцы письменных букв, фишки для звукового анализа). - 1 |
Д/Г |
|
Таблицы, плакаты к основным разделам грамматического материала. - 1 |
Д |
||
Наборы сюжетных и предметных картинок, ситуационные плакаты с раздаточным материалом. - 1 |
Д/Г/К |
||
Портреты поэтов и писателей. - 2 |
Д |
Комплекты. |
|
Сборники дидактического материала, карточки для индивидуальной или групповой работы. - 2 |
Г/К |
||
Литературное лото, викторины. - 3 |
Г/К |
||
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы. - 1 |
Д |
||
Экранно-звуковые средства |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. - 2 |
Д |
|
CD-диски с фильмами и мультфильмами, соответствующими тематике учебных курсов. - 2 |
Д |
||
Слайды (мультимедийные презентации), соответствующие тематике учебных курсов. - 2 |
Д |
||
Образовательная область «Математика» |
|||
Средства ИКТ |
Компьютер. -1 |
Д/Г |
Обязательно – на рабочем месте учителя. Наличие лицензионного программного обеспечения, необходимого для организации учебного процесса. Монитор жидкокристаллический. |
Колонки. - 2 |
Д/Г |
||
Мультимедийный проектор. - 2 |
Д |
Установленный в соответствии с требованиями техники безопасности. |
|
Интерактивная доска. - 3 |
Д |
По возможности – в каждый кабинет. |
|
Принтер. - 2 |
Д |
Лазерный. |
|
Сканер. - 3 |
Д |
||
Веб-камера (по возможности). - 3 |
Д |
||
Цифровой фотоаппарат (по возможности). - 3 |
Д |
||
Видеокамера (по возможности). - 3 |
Д |
||
Цифровые образовательные ресурсы |
Электронные учебники и тренажёры, в том числе занимательные задания по предмету. - 2 |
К/Г |
Подбираются в соответствии с возможностями педагога и учащихся. |
Электронные хрестоматии и энциклопедии. - 2 |
К/Г |
В составе библиотечного фонда. |
|
Перечень поисковых систем. - 3 |
Д |
Наличие лицензионного программного обеспечения ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования. Составляется педагогами, использующими данный ресурс. |
|
Коллекция цифровых образовательных ресурсов. - 3 |
Д |
||
Перечень Интернет-сайтов. - 3 |
Д |
||
Интерактивные наглядные пособия. - 3 |
Д |
Включают карты, схемы, таблицы, с которыми можно работать как на интерактивной доске, так и на персональном компьютере. |
|
Учебно-методическая литература |
Методическая литература для учителя. - 1 |
К |
Формируется на средства образовательного учреждения. Учебники должны входить в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки РФ к использованию в практике начальной школы в текущем учебном году. Учебно-методическая литература должна быть издана не позднее пяти лет от настоящего момента. Учебно-методические комплексы должны соответствовать ФГОС. |
Учебно-методические комплекты нового поколения для учащихся. - 1 |
К |
||
Хрестоматии. - 2 |
Г |
||
Энциклопедии. - 2 |
Г |
||
Словари. - 2 |
Г |
||
Справочные пособия. - 2 |
Г |
||
Периодические издания по предмету. - 2 |
Д |
||
Учебно-практическое и лабораторное оборудование |
Комплекты для счёта и действий с числами. - 1 |
Д |
Включают объекты, предназначенные для демонстрации и пересчёта чисел (размер объектов не менее 5 см), наглядные пособия для изучения чисел, числовая линейка с делениями от 0 до 100 и 1000 (длиной не менее 2 м), демонстрационное пособие с изображением сотенного квадрата (размером не менее 1 на 1 м), демонстрационная таблица умножения. |
Модели математических фигур и тел. - 1 |
Д |
||
Приборы для измерения массы, длины, площади, скорости, объёма, времени. - 2 |
Д/Г |
Включают весы разных типов, линейки, палетку, секундомер, набор мерных кружек, рулетки, часы. |
|
Инструменты для конструирования геометрических фигур. - 2 |
Г/К |
Включают линейки, циркули, транспортиры. |
|
Латинский алфавит. - 3 |
Д |
||
Калькуляторы. - 3 |
Г/К |
||
Счёты. - 3 |
Д/Г/К |
||
Экранно-звуковые средства |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. - 2 |
Д |
|
CD-диски с фильмами и мультфильмами, соответствующими тематике учебных курсов - 2. |
Д |
||
Слайды (мультимедийные презентации), соответствующие тематике учебных курсов. - 2 |
Д |
||
Образовательная область «Человек, природа, общество» (окружающий мир, естествознание, история, обществознание, психология) |
|||
Средства ИКТ |
Компьютер. - 1 |
Д/Г |
Обязательно – на рабочем месте учителя. Наличие лицензионного программного обеспечения, необходимого для организации учебного процесса. Монитор жидкокристаллический. |
Колонки. - 2 |
Д/Г |
||
Мультимедийный проектор. - 2 |
Д |
Установленный в соответствии с требованиями техники безопасности. |
|
Интерактивная доска. - 3 |
Д |
По возможности – в каждый кабинет. |
|
Принтер. - 2 |
Д |
Лазерный. |
|
Сканер. - 3 |
Д |
||
Веб-камера (по возможности). - 3 |
Д |
||
Цифровой фотоаппарат (по возможности). - 3 |
Д |
||
Видеокамера (по возможности). - 3 |
Д |
||
Цифровые образовательные ресурсы |
Электронные учебники и тренажёры, в том числе занимательные задания по предмету. - 2 |
К/Г |
Подбираются в соответствии с возможностями педагога и учащихся. |
Электронные хрестоматии и энциклопедии. - 2 |
К/Г |
В составе библиотечного фонда. |
|
Перечень поисковых систем. - 3 |
Д |
Наличие лицензионного программного обеспечения ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования. Составляется педагогами, использующими данный ресурс. |
|
Коллекция цифровых образовательных ресурсов. - 3 |
Д |
||
Перечень Интернет-сайтов. - 3 |
Д |
||
Интерактивные наглядные пособия. - 3 |
Д |
Включают карты, схемы, таблицы, с которыми можно работать как на интерактивной доске, так и на персональном компьютере. |
|
Учебно-методическая литература |
Методическая литература для учителя. - 1 |
К |
Формируется на средства образовательного учреждения. Учебники должны входить в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки РФ к использованию в практике начальной школы в текущем учебном году. Учебно-методическая литература должна быть издана не позднее пяти лет от настоящего момента. Учебно-методические комплексы должны соответствовать ФГОС. |
Учебно-методические комплекты нового поколения для учащихся. - 1 |
К |
||
Хрестоматии. - 2 |
Г |
||
Энциклопедии. - 2 |
Г |
||
Словари. - 2 |
Г |
||
Справочные пособия. - 2 |
Г |
||
Периодические издания по предмету. - 2 |
Д |
||
Учебно-практическое и лабораторное оборудование |
Таблицы природоведческого, исторического и обществоведческого содержания в соответствие с программой обучения. - 1 |
Д |
|
Плакаты по основным темам естествознания. - 1 |
Д |
||
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников писателей, поэтов, композиторов и др.). - 1 |
Д |
Комплекты. |
|
Географические и исторические настенные карты. - 1 |
Д |
||
Атлас географических и исторических карт. - 1 |
Г/К |
||
Иллюстративные материалы. - 1 |
Г |
Включают альбомы, комплекты открыток, репродукций картин и др. |
|
Гербарии. - 2 |
Д/Г |
||
Модели изучаемых объектов. - 2 |
Д/Г |
В том числе модель торса человека с внутренними органами, модели поверхности земли, модели светофора, муляжи фруктов, овощей и грибов и т.п. |
|
Приборы для проведения опытов. - 2 |
Д/Г |
Включают весы разных видов, камертоны, наушники, фильтры, красители, микроскоп, лупу и т.п. |
|
Приборы для наблюдения за погодой. – 2 |
Д/Г |
||
Компас. - 1 |
Г/К |
||
Оборудование для уголка живой природы (по возможности). - 3 |
Д |
Может включать аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы для ухода за растениями и животными. |
|
Глобус. - 1 |
Д |
||
Экранно-звуковые средства |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. - 2 |
Д |
|
CD-диски с фильмами и мультфильмами, соответствующими тематике учебных курсов. - 2 |
Д |
||
Слайды (мультимедийные презентации), соответствующие тематике учебных курсов.- 2 |
Д |
||
Образовательная область «Искусство и культура» (изобразительное искусство и художественный труд, духовно-нравственная культура, музыка) |
|||
Средства ИКТ |
Компьютер со звуковой картой. - 1 |
Д/Г |
Обязательно – на рабочем месте учителя. Наличие лицензионного программного обеспечения, необходимого для организации учебного процесса. Монитор жидкокристаллический. |
Компьютерные программы, обеспечивающие работу на уроках художественно-эстетического цикла. - 2 |
Д |
||
Колонки. - 2 |
Д/Г |
||
Мультимедийный проектор. - 2 |
Д |
Установленный в соответствии с требованиями техники безопасности. |
|
Интерактивная доска. - 3 |
Д |
По возможности – в каждый кабинет. |
|
Принтер. - 2 |
Д |
Лазерный. |
|
Сканер. - 3 |
Д |
||
Веб-камера (по возможности). - 3 |
Д |
||
Цифровой фотоаппарат (по возможности). - 3 |
Д |
||
Видеокамера (по возможности). - 3 |
Д |
||
Цифровые образовательные ресурсы |
Электронные учебники и тренажёры, в том числе занимательные задания по предмету. - 2 |
К/Г |
Подбираются в соответствии с возможностями педагога и учащихся. |
Электронные хрестоматии и энциклопедии. - 2 |
К/Г |
В составе библиотечного фонда. |
|
Перечень поисковых систем. - 3 |
Д |
Наличие лицензионного программного обеспечения ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования. Составляется педагогами, использующими данный ресурс. |
|
Коллекция цифровых образовательных ресурсов. - 3 |
Д |
||
Перечень Интернет-сайтов. - 3 |
Д |
||
Интерактивные наглядные пособия. - 3 |
Д |
Включают карты, схемы, таблицы, с которыми можно работать как на интерактивной доске, так и на персональном компьютере. |
|
Учебно-методическая литература |
Методическая литература для учителя. - 1 |
К |
Формируется на средства образовательного учреждения. Учебники должны входить в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки РФ к использованию в практике начальной школы в текущем учебном году. Учебно-методическая литература должна быть издана не позднее пяти лет от настоящего момента. Учебно-методические комплексы должны соответствовать ФГОС. |
Учебно-методические комплекты нового поколения для учащихся. - 1 |
К |
||
Хрестоматии. - 2 |
Г |
||
Энциклопедии. - 2 |
Г |
||
Словари. - 2 |
Г |
||
Справочные пособия. - 2 |
Г |
||
Сборники песен. - 2 |
Г/К |
||
Альбомы по искусству. - 2 |
Г |
||
Периодические издания по предмету. -2 |
Д |
||
Учебно-практическое и лабораторное оборудование |
Портреты русских и зарубежных художников и композиторов. - 1 |
Д |
Комплекты. |
Таблицы по музыке. - 1 |
Д |
Включают нотные примеры, тексты песен. Предназначены для совместной работы учителя и обучающихся. |
|
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента, стилям архитектуры, предметов быта. - 2 |
Д |
В комплекте. |
|
Таблицы по народным промыслам, русскому искусству, декоративно-прикладному искусству. - 2 |
Д |
||
Музыкальный календарь. - 3 |
Д |
||
Схемы по правилам рисования предметов, растений, животных, птиц, человека. - 1 |
Д |
В комплекте. |
|
Дидактический раздаточный материал. - 2 |
Г/К |
Включает карточки по музыкальной грамоте и хоровой работе, художественной грамоте. |
|
Музыкальные инструменты. - 2 |
Д |
Простые музыкальные инструменты (гонги, ксилофоны, тамбурины, треугольники, ударные инструменты, деревянные ложки). Блокфлейты (набор флейт) и представители основных семейств музыкальных инструментов (по возможности). Фортепиано (баян). Индивидуальные мольберты (по возможности). |
|
Экранно-звуковые средства |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. - 2 |
Д |
Антология западной музыки, антология отечественной музыки, антология русской классической музыки, антология русской народной фольклорной музыки. Записи с обрядами русской традиционной культуры, фольклорным исполнением песен, декоративно-прикладным искусством. |
CD-диски с фильмами и мультфильмами, соответствующими тематике учебных курсов. - 2 |
Д |
||
Слайды (мультимедийные презентации), соответствующие тематике учебных курсов. - 2 |
Д |
||
Образовательная область «Здоровье. Физическая культура» |
|||
Средства ИКТ |
Компьютер со звуковой картой. - 3 |
Д/Г |
На рабочем месте учителя - по возможности. Наличие лицензионного программного обеспечения, необходимого для организации учебного процесса. |
Колонки. - 2 |
|||
Цифровые образовательные ресурсы |
Электронные учебники и тренажёры, в том числе занимательные задания по предмету. - 3 |
К/Г |
Подбираются в соответствии с возможностями педагога и учащихся. В составе библиотечного фонда. Наличие лицензионного программного обеспечения ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования. Составляется педагогами, использующими данный ресурс. Включают схемы, таблицы, с которыми можно работать как на интерактивной доске, так и на персональном компьютере. |
Электронные хрестоматии и энциклопедии. - 3 |
К/Г |
||
Перечень поисковых систем. -3 |
Д |
||
Коллекция цифровых образовательных ресурсов. - 3 |
Д |
||
Перечень Интернет-сайтов. - 3 |
Д |
||
Учебно-методическая литература |
Методическая литература для учителя. - 1 |
К |
|
Энциклопедии. - 2 |
Г |
||
Словари. - 2 |
Г |
||
Справочные пособия. - 2 |
Г |
||
Периодические издания по предмету. - 2 |
Д |
||
Учебно-практическое и лабораторное оборудование |
Наборы для гимнастических упражнений. - 1 |
К |
Включают стенку, скамейку, бревно, перекладину, палку, скакалку и т.п. |
Комплект навесного оборудования. - 1 |
Д |
Перекладина, мишени для метания, баскетбольные щиты. |
|
Мячи. - 1 Коврики. - 1 |
Г/К К |
Набивной 1 кг и 2 кг, мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные и футбольные. |
|
Кегли. - 1 |
Д |
||
Обручи. - 1 |
К |
||
Оборудование для прыжков в высоту и длину. - 1 |
Д |
Мат гимнастический, планка для прыжков в высоту, стойка для прыжков высоту, дорожка разметочная для прыжков в длину, рулетка измерительная. |
|
Флажки. - 1 |
Д |
||
Оборудование для игры в волейбол. - 2 |
Д |
||
Лыжи. - 2 |
К |
||
Экранно-звуковые средства |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. - 2 |
Д |
|
CD-диски с фильмами и мультфильмами, соответствующими тематике учебных курсов. - 2 |
Д |
||
Слайды (мультимедийные презентации), соответствующие тематике учебных курсов.- 2 |
Д |
||
Образовательная область «Технология» (труд, информатика) |
|||
Средства ИКТ |
Компьютер со звуковой картой. - 1 |
Д/Г |
Обязательно – на рабочем месте учителя. Наличие лицензионного программного обеспечения, необходимого для организации учебного процесса. Монитор жидкокристаллический. |
Компьютерные программы, обеспечивающие работу в курсах «Технология» и «Информатика». - 2 |
Д |
||
Колонки. - 2 |
Д/Г |
||
Мультимедийный проектор. 2 |
Д |
Установленный в соответствии с требованиями техники безопасности. |
|
Интерактивная доска. - 3 |
Д |
По возможности – в каждый кабинет. |
|
Принтер. - 2 |
Д |
Лазерный. |
|
Сканер. - 3 |
Д |
||
Веб-камера (по возможности). - 3 |
Д |
||
Цифровой фотоаппарат (по возможности). - 3 |
Д |
||
Видеокамера (по возможности). - 3 |
Д |
||
Цифровые образовательные ресурсы |
Диски с программами для создания неподвижных изображений и работы с ними, для создания мультипликации, ввода изображения в компьютер, сочетание их со звуком. - 2 |
К/Г |
|
Мультимедийные диски с программами-редакторами для начальной школы. - 2 |
К/Г |
||
Перечень поисковых систем. - 3 |
Д |
Наличие лицензионного программного обеспечения ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования. Составляется педагогами, использующими данный ресурс. |
|
Коллекция цифровых образовательных ресурсов. - 3 |
Д |
||
Перечень Интернет-сайтов. - 3 |
Д |
||
Учебно-методическая литература |
Методическая литература для учителя. - 1 |
К |
|
Учебно-методические комплекты нового поколения для учащихся. - 1 |
К |
||
Хрестоматии. – 2 |
Г |
||
Энциклопедии. - 2 |
Г |
||
Словари. - 2 |
Г |
||
Справочные пособия. - 2 |
Г |
||
Периодические издания по предмету. - 2 |
Д |
||
Учебно-практическое и лабораторное оборудование |
Компьютеры. - 2 |
К |
Количество компьютеров должно соответствовать нормативу: не менее одного компьютера на 2-х учеников. |
Индивидуальные наборы для ручного труда. - 1 |
К |
Включают доски или клеёнки для работы с пластилином и природным материалом, цветная бумага, картон, клей, ножницы. |
|
Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов. Действующие модели механизмов. - 2 |
Г/К |
||
Таблицы в соответствии с основными разделами программы. - 2 |
Д |
||
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала. - 2 |
Г |
||
Экранно-звуковые средства |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. - 2 |
Д |
|
CD-диски с фильмами и мультфильмами, соответствующими тематике учебных курсов. - 2 |
Д |
||
Слайды (мультимедийные презентации), соответствующие тематике учебных курсов. - 2 |
Д |