Работа педагога – психолога в школе представляет собой сложную многоуровневую систему и включает в себя множество направлений профессиональной деятельности, которые с каждым годом меняют своё содержание в связи с постоянно меняющимися условиями современной жизни.
Цель моей работы:
психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в начальной школе, направленное на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребёнка в школьной среде, а также сохранению психологического здоровья всех субъектов образовательного пространства.
Основными видами деятельности школьного психолога являются:
1. психологическая диагностика
2. психологическая профилактика
3. коррекционно-развивающая деятельность.
4. психологическое просвещение
5. психологическое консультирование
В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог.
В начальной школе деятельность педагога-психолога строится следующим образом:
1. психодиагностика включает в себя выявление уровня психологической готовности у детей к школьному обучению, определение уровня школьной адаптации у первоклассников, диагностикуличностных и метапредметных УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных (в соответствии с ФГОС НОО), определение готовности к обучению в среднем звене у обучающихся 4–х классов, выявление одарённых детей;
2. психопрофилактика – это специальный вид деятельности педагога - психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.
Психологическая профилактика предполагает:
1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Содержание психопрофилактической работы
- Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа.
- Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.
- Психолог предупреждает возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.
- Психолог заботится о создании психологического климата в детском образовательном учреждении. Комфортный психологический климат – результат взаимодействия многих компонентов, его составляющих, но центральным моментом здесь является общение детей со взрослыми и сверстниками, а также взрослых между собой
3. коррекционно-развивающая работа с учащимися младших классов направлена на оказание психолого-педагогической помощи детям, имеющим трудности в адаптации, интеллектуальной, коммуникативной сферах. Занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах.
4. психологическое просвещение – это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:
1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;
5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в учебном учреждении.
Формы психологического просвещения: лекции, беседы, семинары, выступления на родительских собраниях, педагогических советах, совещаниях.
5. Психологическое консультирование осуществляется для учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми.
Учителя чаще всего обращаются к психологу со следующими проблемами: трудности в усвоении детьми программы обучения, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, общение детей разного возраста со сверстниками и формирование детского коллектива, пути расширения собственных профессиональных умений, возможности выявления и развития интересов, способностей и склонностей учащихся.
Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость.
Вся диагностическая и коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) ребёнка.